Реферат|Философия

Наука как социальный институт

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 14

Введение

1. Развитие науки как социального института

2. Специфика науки

3. Роль науки в социуме

Заключение

Список использованных источников

 

Наука как социальный институт – это сфера деятельности человека, целью которой является изучение объектов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и закономерностей. Методы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. В древности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средние века - в практике алхимиков, смешивались с религиозными или философскими воззрениями. Возникновение науки как социального института связано с радикальными изменениями общественного порядка, особенно в эпоху буржуазных революций, давших сильный толчок развитию промышленности, торговли, строительства и т.д. Для того чтобы раскрыть тему этого реферата, прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие социального института. Если заглянуть в энциклопедию социологии, то социальный институт следует понимать как относительно устойчивую форму организации общественной жизни, обеспечивающую стабильность связей и отношений внутри общества.  С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность, поведение в обществе, обеспечивается стабильность социальной жизни, осуществляется интеграция действий и отношений индивидов, достигается социальная сплоченность. К социальным институтам в области культуры относятся наука, искусство и т.д. 

Цель работы – охарактеризовать особенности науки как социального института. Для достижения поставленной цели в процессе исследования предстоит выполнить следующие задачи работы:

- Выявить основные подходы к определению понятия «социальный институт » ;

- Охарактеризовать понятие «особенности науки как социального института »;

- Сделать выводы по работе.

Методы исследования. В процессе работы были использованы такие методы, как методы синтеза, анализа информации, а также сравнительный, логический, индуктивный и дедуктивный методы исследования.

Структура работы: Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

 

  1. Развитие науки как социального института

Наука как социальный институт - это сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение объектов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и законов.

Методы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении исторического развития науки.

В древности научное знание растворилось в системах натурфилософов, в средние века - в практике алхимиков, смешанной с религиозными или философскими взглядами.

Возникновение науки как социального института, связанно с социальной системой, в частности, с эпохой буржуазных революций, давших мощный импульс развития промышленности, торговли, строительства.

Наука как социальный институт возникла в Европе в 16-17 вв. в связи с необходимостью обслуживать зарождающееся капиталистическое производство. В системе общественного разделения труда она должна отвечать за производство теоретических знаний. Наука как социальный институт, включающий не только систему знаний и научной деятельности, но и систему отношений в науке, учреждения.

Одной из важнейших предпосылок становления науки как социального института является системное предоставление образования молодому поколению.

Институционализация науки - это формирование устойчивых паттернов социального взаимодействия, основанных на обычаях, ритуалах, формализованных правилах, юридических законах. Научная деятельность институционализируется, если она морально и организационно санкционирована государством или если она отражает уже сложившуюся правовую систему.

Процесс институционализации науки - это процесс формирования науки как социального института.

Процесс институционализации науки начался с образования академий. Они в значительной степени включали идеи, высказанные Френсисом Бэконом и Рене Декарт о том, что наука должна быть организована.

Объединившись в сообщество, ученые приняли Устав, в котором сформулированы цели и задачи объединения, принципы деятельности, границы изучаемой территории. Письмо было оценено властями и одобрено. Таким образом, существование общины получило формальную консолидацию в государственной структуре, а вместе с ней и определенный социальный статус. В 17 веке признается социальный статус науки, и таким образом она рождается как новый социальный институт.

В науке существуют научные школы, которые функционируют как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и, как правило, возглавляемая личностью выдающегося ученого. В естествознании есть «классические» научные школы (они возникли из университетов, их деятельность процветала во второй трети XIX века) и современные («дисциплинарные») школы - они возникли в начале XX века в связи с превращением лабораторий и научно-исследовательских институтов в основную форму организации научной работы. Эти школы ослабили обучающие функции и сосредоточились на плановых программах, которые формировались вне самой школы. Когда исследовательская деятельность перестала быть «цементированной» позицией руководителя и научной стратегией, а была направлена ​​только на поставленную цель, «дисциплинарная» научная школа превратилась в научный коллектив.

Следующим шагом в развитии институциональных форм науки стало функционирование исследовательских коллективов на междисциплинарном уровне, что гарантирует появление новых открытий на стыках различных областей знания.

Связь между наукой и экономикой с производством материалов возникла и получила развитие в 19 веке. В первой половине XIX века наука стала формировать особую профессию, преобразование науки как деятельности ученых-любителей в профессию. В конце 19 - начале 20 вв. Исследовательская деятельность стала устойчивой и важной традицией в обществе. В 20 веке появится понятие «научный работник».

 

  1. Казарян В.П. Философия науки. Учебное пособие. М.: Макс-пресс, 2003 г.
  2. Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы. М.: Наука, 1988 г.
  3. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981 г.

4. Доброе Г. М. Наука о науке. Начало науковедения. Киев: Наукова Думка, 1989

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 24 стр.
Реферат Русский как философская проблема
Telesammit
Реферат Философия
2014 год 22 стр.
Реферат Философия, религия и наука
Telesammit
Реферат Философия
2018 год 23 стр.
Реферат на тему: «Наука как социальный институт»
katyakatya

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское