Введение
1. Развитие науки как социального института
2. Специфика науки
3. Роль науки в социуме
Заключение
Список использованных источников
Реферат|Философия
Авторство: gotovoe
Год: 2023 | Страниц: 14
Введение
1. Развитие науки как социального института
2. Специфика науки
3. Роль науки в социуме
Заключение
Список использованных источников
Наука как социальный институт – это сфера деятельности человека, целью которой является изучение объектов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и закономерностей. Методы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. В древности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средние века - в практике алхимиков, смешивались с религиозными или философскими воззрениями. Возникновение науки как социального института связано с радикальными изменениями общественного порядка, особенно в эпоху буржуазных революций, давших сильный толчок развитию промышленности, торговли, строительства и т.д. Для того чтобы раскрыть тему этого реферата, прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие социального института. Если заглянуть в энциклопедию социологии, то социальный институт следует понимать как относительно устойчивую форму организации общественной жизни, обеспечивающую стабильность связей и отношений внутри общества. С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность, поведение в обществе, обеспечивается стабильность социальной жизни, осуществляется интеграция действий и отношений индивидов, достигается социальная сплоченность. К социальным институтам в области культуры относятся наука, искусство и т.д.
Цель работы – охарактеризовать особенности науки как социального института. Для достижения поставленной цели в процессе исследования предстоит выполнить следующие задачи работы:
- Выявить основные подходы к определению понятия «социальный институт » ;
- Охарактеризовать понятие «особенности науки как социального института »;
- Сделать выводы по работе.
Методы исследования. В процессе работы были использованы такие методы, как методы синтеза, анализа информации, а также сравнительный, логический, индуктивный и дедуктивный методы исследования.
Структура работы: Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Наука как социальный институт - это сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение объектов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и законов.
Методы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении исторического развития науки.
В древности научное знание растворилось в системах натурфилософов, в средние века - в практике алхимиков, смешанной с религиозными или философскими взглядами.
Возникновение науки как социального института, связанно с социальной системой, в частности, с эпохой буржуазных революций, давших мощный импульс развития промышленности, торговли, строительства.
Наука как социальный институт возникла в Европе в 16-17 вв. в связи с необходимостью обслуживать зарождающееся капиталистическое производство. В системе общественного разделения труда она должна отвечать за производство теоретических знаний. Наука как социальный институт, включающий не только систему знаний и научной деятельности, но и систему отношений в науке, учреждения.
Одной из важнейших предпосылок становления науки как социального института является системное предоставление образования молодому поколению.
Институционализация науки - это формирование устойчивых паттернов социального взаимодействия, основанных на обычаях, ритуалах, формализованных правилах, юридических законах. Научная деятельность институционализируется, если она морально и организационно санкционирована государством или если она отражает уже сложившуюся правовую систему.
Процесс институционализации науки - это процесс формирования науки как социального института.
Процесс институционализации науки начался с образования академий. Они в значительной степени включали идеи, высказанные Френсисом Бэконом и Рене Декарт о том, что наука должна быть организована.
Объединившись в сообщество, ученые приняли Устав, в котором сформулированы цели и задачи объединения, принципы деятельности, границы изучаемой территории. Письмо было оценено властями и одобрено. Таким образом, существование общины получило формальную консолидацию в государственной структуре, а вместе с ней и определенный социальный статус. В 17 веке признается социальный статус науки, и таким образом она рождается как новый социальный институт.
В науке существуют научные школы, которые функционируют как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и, как правило, возглавляемая личностью выдающегося ученого. В естествознании есть «классические» научные школы (они возникли из университетов, их деятельность процветала во второй трети XIX века) и современные («дисциплинарные») школы - они возникли в начале XX века в связи с превращением лабораторий и научно-исследовательских институтов в основную форму организации научной работы. Эти школы ослабили обучающие функции и сосредоточились на плановых программах, которые формировались вне самой школы. Когда исследовательская деятельность перестала быть «цементированной» позицией руководителя и научной стратегией, а была направлена только на поставленную цель, «дисциплинарная» научная школа превратилась в научный коллектив.
Следующим шагом в развитии институциональных форм науки стало функционирование исследовательских коллективов на междисциплинарном уровне, что гарантирует появление новых открытий на стыках различных областей знания.
Связь между наукой и экономикой с производством материалов возникла и получила развитие в 19 веке. В первой половине XIX века наука стала формировать особую профессию, преобразование науки как деятельности ученых-любителей в профессию. В конце 19 - начале 20 вв. Исследовательская деятельность стала устойчивой и важной традицией в обществе. В 20 веке появится понятие «научный работник».
4. Доброе Г. М. Наука о науке. Начало науковедения. Киев: Наукова Думка, 1989
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!