Введение
Русский как философская проблема
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Философия
Авторство: Telesammit
Год: 2016 | Страниц: 24
Введение
Русский как философская проблема
Заключение
Список использованной литературы
Проблема понимания сущности русского человека, его характера, мировоззрения и духа всегда считалась актуальной в трудах отечественных мыслителей.
Постановка данной проблемы, привела в 40-50е годы XIX века к становлению крупного философского направления – славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский и др.), рассматривающего менталитет русского человека как фактор, обусловливающий своеобразие исторического пути русского народа, его уникальность и неповторимость.
Мировоззрение русского человека являлось также объектом пристального внимания представителей русской религиозно-идеалистической философии (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов), русского почвенничества (Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский), писателей-гуманистов (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).
В работах данных мыслителей рассматривались такие проблемы как природа, сущность русского человека, смысл его существования, проблема выбора путей исторического развития российского государства.
В условиях современной постсоветской России, население которой на протяжении последних двадцати лет существует в условиях жизненной и бытовой неустроенности вследствие ситуации перманентного реформирования, проблема понимания менталитета русского человека становится одной из важных проблем, превращаясь в условие, необходимое для выбора дальнейших путей социально-экономических преобразований.
Русский как философская проблема
Когда говорят, о менталитете русского человека имеют, прежде всего, в виду, загадочную, таинственную и неповторимую русскую душу – душу, которая является именно русской: не западной рационально-преобразовательной, не восточной духовно-созерцательной, а представляющей собой особое ментальное образование, сочетающее в себе элементы обоих цивилизационных «стихий». В России, отмечает Н.А. Бердяев, «сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ не есть чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира» .
Исходя из этого, «два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая, дионисическая стихия и аскетическое монашеское православие» .
Эти начала сформировали противоречивость характера русского человека. Эта противоречивость в том, что в русском народе удивительно сочетаются, казалось бы, противоположные качества и жизненные устремления: деспотизм, стремление к порядку и закону и, в тоже время, анархизм, мечта о вольнице; жестокость и цинизм, и, одновременно, сердечность, отзывчивость и милосердие; индивидуализм и эгоизм и в тоже коллективизм, общинность и соборность; шовинизм и национализм и в антитезу им – универсализм; смирение, вплоть до монашеской аскезы и в тоже время, стремление к борьбе, извечное искание правды.
На формирование менталитета русского человека оказала влияние целостная совокупность факторов: это и срединное евроазиатское положение страны, вынуждавшее его постоянно метаться из крайности в крайность в выборе путей исторического развития государства; и историческая миссия русского народа, всегда стоящего на страже как европейских, так и азиатских интересов, вынужденного постоянно противостоять культурной и политической экспансии Запада и Востока; и экстремальные условия выживания на бескрайних лесных и степных просторах Евразии, требующими физической закалки и крепости духа; и коллизиями собственной истории, наполненной веками борьбы с внешними врагами и самодурством собственных правителей.
Совокупность данных факторов привела к формированию особых качеств русского человека: его эмоциональной, страстной и неуемной натуры, сметливости, выносливости и твердости, непредсказуемости, мессианства и фатализма.
Особое значение в формировании менталитета русского человека имело (и имеет) православие. Свободно принятая православная духовность утвердила примат души и духа над всеми другими сторонами жизнедеятельности, сформировала приоритет духовно-нравственных мотивов мышления и жизнетворчества над мотивами материального, сугубо экономического плана. Для русского человека, Вера – это часть его души. Для него чуждо, с одной стороны, рассудочное, утилитарное отношение к религии, которое сложилось на Западе, духовность народов которого формировалась насильственным путем («огнем и мечом»), с другой – универсалистское, пантеистское отношение к Вере, как трансцендентной ментальности пронизывающей все сферы бытия и сознания, сформировавшееся на Востоке
1. Андреев А. Очерки русской этнопсихологии [Текст] / А. Андреев. – СПб.: Издательство «Тропа Троянова», 1998. – 376 с.
2. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. – 1990. – №1. – С. 78.
3. Вьюнов Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Вьюнов. – М.: Наука Флинта, 2005. – 480 с.
4. Герцен А.И. Былое и думы. Части 1-3. – М.: ГИХЛ, 1958. – 632 с.
5. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 тт. – Т. 3. –М., 1982. –
6. Ильин И.А. Для русских: избранное. – Смоленск: Посох, 1995. – 416 с.
7. Лосский Н.О. Мораль: сознание и поведение [Текст] / отв. ред. Н.А. Головко; Акад. наук СССР, Ин-т философии. – М.: Наука, 1986. – 207 с.
8. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра [Текст]: основы этики: характер русского народа / Н. О. Лосский. – М.: Политиздат, 1991. – 368 с.
С. 228.
9. Соколов В.М. Российская ментальность и исторические пути отечества: записки социолога. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 248 с.
10. Соловьев В.С. Русская идея // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. – М., 1989. – Т. 2. – С. 220.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!