Введение
1. Нормативно-правовые акты: понятие и сущность
2. Классификация нормативно-правовых актов
3. Конституция Российской Федерации как нормативно-правовой акт
4. Порядок подготовки и требования к оформлению нормативно-правовых актов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Нормативно-правовые акты играют важную роль в жизни любого современного государства. Другими словами нормативно-правовые акты представляют собой часть такого важного социального института как институт права. Нормативно-правовые акты регулируют все сферы общественной жизни. От того насколько эффективными являются принятые нормативно-правовые акты зависит функционирование всей системы государства и общества.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время многим государствам приходится сталкиваться с проблемой эффективного правотворчества. Особенно актуальным вопрос создания нормативно-правовых актов является для России. Российское законодательство в настоящее время характеризуется наличием большого числа проблем, среди которых избыточность определенных нормативно-правовых актов, наличие пробелов в законодательстве и др.
Цель данной работы заключается в рассмотрении нормативно-правовых актов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и сущность нормативно-правовых актов.
Проанализировать классификацию нормативно-правовых актов.
Изучить Конституцию РФ в качестве нормативно-правового акта.
Рассмотреть порядок подготовки и требования к оформлению нормативно-правовых актов.
Объектом данной работы являются нормативно-правовые акты.
Предметом данной работы являются нормативно-правовые акты в РФ.
1. Нормативно-правовые акты: понятие и сущность
Нормативный правовой акт – разновидность правовых (юридических) актов. Под правовым актом понимается внешнее выражение воли (волевые действия) государства, отдельных лиц, направленных на достижение определенного юридического эффекта. К правовым актам относятся нормативные правовые акты, индивидуальные правовые акты (например, акты правосудия) и акты интерпретационные (акты толкования).
Общие черты правовых актов. Указанные виды правовых актов характеризуются волевым содержанием, внешним выражением воли, правовой направленностью волевого действия.
Признаки нормативного правового акта:
- это официальный акт-документ. Он издается официальными лицами, органами, уполномоченными на его принятие, имеет официальное название (закон, указ, постановление), на него ссылаются при решении юридических дел;
- акт-документ, содержащий юридические нормы. Он устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы, т.е. является актом правотворчества. В нем излагается содержание установленных норм; он является «хранителем», носителем юридических норм;
- акт-документ, которым закрепляется воля государства. Акт придает воли государства властный характер;
- акт-документ, обладающий юридической силой. Он охраняется и обеспечивается государством, властно порождает правовые последствия, занимает определенное место в системе законодательства;
- акт-документ, который имеет письменную форму. Он имеет определенные реквизиты, структуру.
Возможно выделение и других признаков нормативного правового акта. В частности, то, что нормативный акт: имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей; имеет определенный предмет регулирования; действует в течение определенного строка; входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место.
Нормативные правовые акты:
- дифференцированы, поскольку государственный аппарат имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями;
- находятся в иерархическом порядке. Система нормативных правовых актов строится на основе разновеликой юридической силы при ведущей роли конституции государства;
- конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права.
Нормативно – правовой акт имеет как внешнюю, так и внутреннюю форму.
Внешней формой являются реквизиты. Это такие внешние обозначения, «знаки», атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон или иной нормативный правовой акт имеет юридическую силу и вводится в действие.
В число реквизитов нормативно-правового акта входят: вид акта; наименование органа, принявшего его; заголовок; дата принятия акта; номер акта; сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каждый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все реквизиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка.
Часть названных реквизитов образует понятие титула нормативно-правового акта. Титул нормативного правового акта – это совокупность следующих реквизитов: его название (по виду содержания), дата, орган и место принятия.
Внутреннюю форму нормативного правового акта составляет его структура. В числе структурных основных единиц нормативного правового акта выделяют: преамбулы, пункты и статьи, главы, разделы, части, примечания, приложения.
Преамбула нормативного правового акта представляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некоторые другие положения. По общему правилу, преамбула не может содержать норм права. Это бесстатейное общее введение, в котором порой формулируются исходные философские, мировоззренческие положения.
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru
Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 10.10.2020) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru
Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 N 576 (ред. от 13.03.2015) «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru
Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 27.11.2020) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru
Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 389 (ред. от 29.08.2020) «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации») // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru
Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 (ред. от 03.11.2018) «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru
Указ Президента РФ от 09.02.2011 N 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru
Регламент Государственной Думы, утвержденный постановлением Государственной Думы от 22.01.1998 № 2134-И ГД// СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru
Диветайкина Т. Е. Муниципальные правовые акты в системе нормативно-правовых актов //Социальные науки. 2015. № 6(9). С. 108-112.
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с.
Приложения