Введение
Глава 1. Общая характеристика организации Фонда социального страхования РФ
1.1.Понятие организации Фонда социального страхования РФ
1.2.Управление и задачи Фонда социального страхования РФ
1.3.Источники формирования и направления расходования средства ФСС
Глава 2. Особенности организации работы ФСС
2.1. Организация работы Федерального Фонда социального страхования
2.2. Организация работы отделений ФСС
Заключение
Список использованной литературы и источников
Современная рыночная экономика создала соответствующую систему социального обеспечения населения, важнейшим фактором которой является социальное страхование
Создание новых моделей социальной защиты должно обеспечить преемственность социальной политики и соблюдение принципов социальной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся:
Создание денежного фонда для покрытия расходов, связанных с содержанием инвалидов или лиц, не вовлеченных в трудовой процесс;
Сократить разрыв в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую значимость социального страхования и его влияние на социальные процессы, во многих странах созданы обязательные национальные системы социального страхования, позволяющие в значительной степени сконцентрировать ресурсы в едином фонде, обеспечивая тем самым надежную социальную защиту населения страны.
Создание эффективного правового механизма социального страхования требует реализации как минимум двух основных положений. Прежде всего, она должна основываться на исторической преемственности правового регулирования отношений социального обеспечения. Это означает обеспечение активной роли государства не только в форме обязательного социального страхования, но и в форме добровольного (договорного). Во-вторых, этот механизм должен базироваться на сочетании общего и специального, что означает взаимодействие международных и национальных принципов, принцип правового регулирования на основе социального страхования. Специфика состояния форм и методов социального страхования зависит от уровня социально-экономического развития страны, ее истории и национальных особенностей. В этой связи очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования или их обобщение в российском законодательстве не принесет желаемого результата.
В России обязательное государственное социальное страхование осуществляется за счет трех внебюджетных фондов:
- пенсионный фонд;
- обязательное медицинское страхование;
- социальное страхование.
Формирование и использование этих фондов имеет свои особенности. Как и при проектировании страховых фондов, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны особенности бюджетного метода: обязательные и нормативные отчисления, плановые расходы, персонификация отсутствия сбережений и др. Эти фонды не являются страховыми фондами по своей экономической природе, но они являются внебюджетными фондами по своей форме.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики основным институтом защиты населения является социальное страхование. В период социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами кардинально изменились, общество не готово к пониманию задач в области социального страхования в контексте экономического развития. В связи с этим крайне важно изучить теоретические основы социального страхования и концептуальный подход к законодательной базе.
Надежная система социального страхования является одной из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированной системы социального страхования и социального обеспечения как важнейшего элемента социальной защиты трудящихся и населения для расширения и укрепления трудовых ресурсов, повышения способности стран к экономическому росту является необходимым условием проведения реформ и содействия политической и экономической стабильности общества.
Вопрос социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего народа имеет общегосударственное значение и характеризуется статусом национальной безопасности. От их решения зависит социальное воспроизводство населения, психосоциальное состояние людей, стабильность социального функционирования и превращение их в цивилизованные страны.
Целью данной курсовой работы является изучение организации работы фонда социального страхования РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
-изучить понятие организации фонда социального страхования РФ;
-изучить управление и задачи фонда социального страхования РФ;
-изучить источники формирования и направления расходования средства ФСС;
-изучить организацию работы фонда социального страхования РФ;
-изучить организацию работы отделений фонда социального страхования РФ.
Объектом является Фонд социального страхования РФ.
Предметом являются основные направления и деятельность Фонда социального страхования РФ
Теоретическая база работы включает в себя: правовые источники, учебники, а также новостные материалы и статистические данные.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика организации фонда социального страхования РФ
1.1 Понятие организации фонда социального страхования РФ
Граждане Российской Федерации имеют право на социальную защиту при временной потере работоспособности по разным причинам. Для этого нужно обратиться в региональное отделение фонда социального страхования. Данная организация имеет свои отделения во всех регионах страны, которые на местах выполняют функции по защите интересов граждан с использованием системы обязательного страхования.
В России работают несколько внебюджетных фондов, имеющих общегосударственное значение. Роик В.Д. отмечает, что одно из ведущих мест среди них занимают учреждения фонда социального страхования Российской Федерации, уступая по значимости только Пенсионному фонду[1].
ФСС имеет статус финансово-кредитного органа, выполняющего функции финансового обеспечения затрат, связанных с обязательным социальным страхованием. Фонд концентрирует средства, поступающие от страхователей, и распределяет их на выплаты социальной помощи гражданам. Средства, принадлежащие ФСС, не являются бюджетными, и не могут изыматься для других целей. Тем не менее, они относятся к государственной собственности. ФСС регулярно отчитывается о своей деятельности в Государственной Думе РФ.
Во главе руководящего органа ФСС стоит председатель фонда. Состав правления утверждает Правительство.
Организацией работы центрального аппарата занимаются департаменты, каждый из которых отвечает за определенное направление деятельности, например[2]:
- финансовые вопросы;
- правовое обеспечение;
- страхование рисков, существующих на производстве;
- администрирование поступления страховых взносов;
- контрольно-ревизионная работа;
- обеспечение клиентского обслуживания;
- деятельность центров реабилитации.
Основная задача органов социального страхования заключается в обеспечении материальной помощи лицам, в полной мере или частично утратившим возможность работать.
Все функции федерального фонда направлены на выполнение этой задачи. Основные направления деятельности – это страхование таких случаев, как[3]:
- временная нетрудоспособность из-за болезни или несчастного случая по больничным листам;
- материнство, включая выплаты, связанные с беременностью, родами, рождением ребенка и уходом за ним, за своевременную постановку на учет при беременности;
- расходы на погребение;
- производственные травмы;
- профессиональные заболевания.
В рамках страхового обеспечения производится финансирование:
- мероприятий, направленных на реабилитацию после болезни;
- производственных травм и заболеваний, связанных с вредными условиями труда;
- путевок в лечебные санатории, на курорт, включая оплату бесплатного проезда;
- частичного содержания санаториев-профилакториев;
- производства, закупки и распределения протезов, инвалидных колясок и других технических приспособлений для реабилитации;
- сертификатов на роды.