Введение
1. Теоретические аспекты организации продаж страхового продукта
1.1 Понятие страхового продукта
1.2 Подходы к понятию система продаж
1.3 Организация продаж страхового продукта в России и за рубежом
2 Организация продаж страхового продукта на страховом рынке России
2.1 Рынок страхования России
2.2 Структура продаж страховых продуктов
3 Проблемы и перспективы организации продаж страховых продуктов
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одной из характеристик страхового рынка на современном этапе развития является усиливающаяся борьба за клиентов. И если большая часть крупного бизнеса уже достаточно прочно закреплена за определенными страховыми компаниями, то рынок страхования среднего и малого бизнеса, а также физических лиц более подвижен и склонен к перераспределению страхователей между страховщиками. Однако опыт показывает, что совершенствованию процесса управления продажами и привлечения клиентов не уделяется достаточного внимания. И это при том, что никто не станет отрицать: судьба каждой отдельной страховой компании непосредственно связана с уровнем организации работы с клиентами. Отсутствие единого комплексного подхода сразу же сказывается на эффективности работы на рынке – компания теряет возможность активно увеличивать продажи и привлекать новых клиентов, а, следовательно, вынуждена увеличивать тарифы, что может отрицательно сказаться на ее бизнесе.
Правильно структурированная система реализации страховых услуг (система продаж страховых услуг), позволяющая повысить сборы страховых премий и сократить расходы на ведение дела является одним из ключевых факторов эффективного функционирования страховой компании на рынке.
Более того, многие страховые компании подходят к вопросу организации продаж страховых услуг на основании сравнения положений дел у ближайших конкурентов, игнорируя необходимость глубокого изучения влияния системы продаж на деятельность страховой компании, на ее финансовое положение.
Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Цель работы – рассмотреть организацию продаж страхового продукта.
Задачи работы:
1. Определить понятие страхового продукта
2. Изучить подходы к понятию система продаж
3. Рассмотреть организацию продаж страхового продукта в России и за рубежом
4. Проанализировать рынок страхования России
5. Рассмотреть структуру продаж страховых продуктов
6. Определить проблемы и перспективы организации продаж страховых продуктов.
Объект исследования – организация продаж страхового продукта.
Предмет исследования – процессы реализации страховых продуктов и формирование системы реализации страховых продуктов.
Методы исследования – анализ, синтез, индукция и дедукция, сравнение.
1. Теоретические аспекты организации продаж страхового продукта
1.1 Понятие страхового продукта
Особенность сбыта на страховом рынке прежде обусловлена спецификой страхового продукта.
Страховщик предлагает страхователю специфический товар – страховую услугу, ценность которой выражается в обеспечении страховой защиты, приобретающей форму страхового покрытия.
В специальной литературе вместе с понятием «страховая услуга» в настоящее время все чаще стало употребляться понятие «страховой продукт», а ряд авторов предлагают использовать термин «страховое продуктовое предложение». Содержание указанных понятий раскрыто в табл. 1.
Таблица 1 – Содержание страховых терминов
Рассматривая страховой продукт, выделим:
- ядро, элементами которого являются страховые суммы, риски, условия выплаты, цена, франшизы;
- оболочку, элементами которой являются договор страхования, правила страхования, порядок расследования и урегулирования страхового события, порядок действий и тип продавцов по предложению продукта потенциальным клиентам, порядок действий продавцов по заключению договора, реклама.
Ядро, таким образом, содержит технические и экономические характеристики и дополнительные условия; оболочка страхового продукта отражает содержание ядра. Такая трактовка понятия несколько некорректна, так как страхуемые риски, условия выплаты, страховые суммы, цена страхового продукта, франшизы определяются договором и правилами страхования, а значит, в оболочке страхового продукта содержание его ядра дублируется.
В связи с этим под страховым продуктом будем понимать уточненный комплекс страховых и дополнительных услуг, где:
- ядро представляет собой непосредственно страховую услугу, т.е. определение объекта и предмета страхования, перечня страхуемых рисков, цену страховой услуги условия и сроки выплаты страховой суммы, правила страхования;
- оболочка представлена элементами дополнительных услуг, не относящихся к страховым, но неразрывно связанных с ними. Среди таких услуг предлагается выделять контактный персонал страховой организации, обслуживание клиента на различных этапах взаимодействия со страховой организацией, цену дополнительных услуг и их перечень, известность страховой организации, окружение страховой организации, рекламу и используемые информационные материалы.
Уникальность страхового продукта определяется рядом обстоятельств и присущих ему специфических черт, среди которых такие:
1) это виртуальный (то, что может оказаться) продукт, который составляет гарантию и обещание будущего имущественного защиты;
2) единство, противостояния и зависимость интересов договаривающихся сторон (относительно наступления страхового случая, размера страхового тарифа и франшизы, совместных действий при наступлении страхового случая, надежности и платежеспособности страховщика)
3) вероятность наступления страхового случая;
4) временная, географическая и другая неопределенность относительно убытков от страхового случая;
5) специфика договорных взаимоотношений сторон (принципы наличия страхового интереса, полной добропорядочности, презумпции правоты страхователя т.д.).
1 Афанасьева Е.А. Предмет конкуренции на страховом рынке: страховая услуга или страховой продукт? / Афанасьева Е.А., Шакина Е.А. // Страховое право. – 2010. – № 3. – С. 56-60
2 Базанов А.Н. Некоторые актуальные проблемы развития страхового рынка России / А.Н. Базанов // Страховое дело. – 2012. – № 9. – С. 19-23.
3 Базанов А.Н. О положении страховых посредников в России / А.Н. Базанов // Страховое дело. – 2010. – № 1. – С. 3-5.
4 Веселовский М.Я. Страховой сервис: учеб. пособие по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» / М.Я. Веселовский. – М.: Альфа-М ИНФРА, 2011. – 287 с.
5 Галаганов В.П. Страховое дело: учеб. для сред. проф. образования / В.П. Галаганов. – М.: Академия, 2014. – 376 с.
6 Галагуза Р.В. Интеграция отечественного правового регулирования страхования и страховой деятельности в мировой страховой рынок / Р.В. Галагуза // Страховое дело. – 2012. – № 10-11.
7 Гомелля В.Б. Что продает страховщик и покупает страхователь? / Гомелля В.Б., Миронкина Ю.Н. // Страховое дело. – 2013. – № 1. – С. 31-36
8 Гребенщков Э.С. Кому и как развивать отечественный страховой бизнес: о конференции «Стратегия развития страхового рынка: целеполагание и возможные результаты» / Э.С. Гребенщков // Финансы. – 2013. – № 4. – С. 69-70.
9 Губанов Р.С. Особенности маркетинга страховых услуг в системе бизнес–процессов в России и за рубежом / Губанов Р.С. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 3. – С. 59-67
10 Жуков А.А. Технология и организация операторских и агентских услуг : учеб. для вузов / А.А. Жуков, С.О. Дерябина. – М.: Академия, 2011. – 206 с.
11 Котлобовский И.Б. Государственное регулирование страхового рынка России в условиях вступления в ВТО / И.Б. Котлобовский, А.И. Саган // Финансы. – 2012. – № 12. – С. 47–53.
12 Летичевская Е.Л. Принципы организации эффективных комплексных продаж // Организация продаж страховых продуктов. – 2010. – №4. – С. 46-54.
13 Николенко Н.П. Развитие каналов продаж страховой компании / Николенко Н.П. // О страховании. Сборник публикаций. – 2009. – № 13. – С. 5-9
14 Никулина Н.Н. Каналы продвижения продаж в страховом предпринимательстве / Н. Никулина, И. Вавилова // Маркетинг. – 2015. – № 1. – С. 40-53
15 Никулина Н.Н. Страховой маркетинг: учеб. пособие / Н.Н. Никулина, Л.Ф. Суходоева, Н.Д. Эриашвили. – М. ЮНИТИ-ДАНА 2013. – 503 с.
16 Сафронова Н. Страховой рынок России в 2013 году / Н. Сафронова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.insur–info.ru/press/95908/
17 Скамай Л.Г. Страховое дело: учеб. пособие / Л.Г. Скамай. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 323 с.
18 Страхование: учебник / Богоявленский С.Б., Бородкина Л.И., Горулев Д.А. и др. – М.: Юрайт; Высш. Образование, 2010. – 827 с.
19 Страхование: учебник / А.Н. Базанов [и др.]; ред. Г.В. Чернова. – М.: Проспект, 2009. – 425 с.
20 Янова С.Ю. Страховой рынок России: качество роста и проблемы развития / С.Ю. Янова, Д.А. Горулев // Финансы. – 2013. – № 5. – С. 50-55.