Курсовая работа|Философия

Основной вопрос философии подходы, позиции, мнения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 27

Введение

1. Две стороны основного вопроса философии

1.1. Онтологическая сторона вопроса

1.2. Гносеологическая сторона вопроса

2. Мыслители о сущности основного вопроса философии

2.1. Материалистическая традиция в европейской философии

2.2. Идеалистическая традиция в европейской философии

Заключение

Библиографический список

 

Актуальность основного вопроса философии в том, что он представляет собой фундаментальную философскую проблему, носит непреходящий характер. Философские классики разных эпох, явившиеся создателями всех известных к настоящему времени выдающихся философских систем, всегда проявляли повышенный интерес к исследовании проблемы отношения духовного к материальному.

Основной вопрос философии занимает особое место в мировой философии, - его не может обойти ни одна более или менее развитая философская система. Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а о соотношении человека, природы и мышления – трех систем.

Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение:

- Платон считал, что идеи находятся вне вещей;

- по мнению Аристотеля, идеи находятся в действительности;

- по мнению И. Канта, – мышление в голове человека;

- а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи.

Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.

Философия - это обобщенная система воззрений на мир и месточеловека в нем. Такие воззрения есть совокупность рационально полученных знаний, основанных на вопросах.

Но суть знания заключается в том, что ответ на один вопрос часто поднимает многие другие вопросы, а иногда он не объясняет, что смущает проблему, он усиливает любопытство человека и стимулирует новые исследования.

Любой, кто изучает философию, естественно, интересуется, есть ли в философии такие проблемы, которые будут иметь большое значение относительно всех остальных, то есть, нечто предельно важное.

Эта тема интересна не только для начинающих, но и для профессиональных философов, некоторые из которых обращают на это внимание, другие, наоборот, не считают, чем - то важным.

Говоря о развитии материализма и идеализма можно сказать, что две эти теории получили планомерное развитие и на каждом историческом этапе оказывали воздействие на людей. Я считаю, что обе теории интересны и достойны глубокого изучения. Мыслители различных эпох старались доказать правдивость и обоснованность своих теорий.

Обе теории достойны существования, но стоит заметить то, что каждая эпоха желала видеть свои концепции. Человек подвержен переменчивости и ему необходимо право выбора вот и с этими теориями получилось именно так.

И все же, если принять общий взгляд на всю долгую историю философии, нетрудно увидеть, что «вечные» философские проблемы происхождения, бытия, вселенной и человека, а также, например, смысла жизни, природы, человеческого знания так или иначе присутствуют во всех философских учениях, фрагментарно или, наоборот, подробно обсуждаются в различных философских трудах, независимо от того, кому они принадлежат.

Цель – изучение целостной концепции основного вопроса философии.

Для реализации поставленной цели потребуется решение следующих основных задач – рассмотреть и проанализировать:

- онтологическую сторону вопроса;

- гносеологическую сторону вопроса;

- материалистическую традицию в европейской философии;

- идеалистическую традицию в европейской философии.

Для достижения цели применены научные методы: диалектический, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логический.

 

  1. Две стороны основного вопроса философии

1.1. Онтологическая сторона вопроса

Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая.

Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания.

Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?

Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские направления и школы.

Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.

Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием[1].

Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.

Материализм. Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним.

 

Зарождение материализма произошло в Древнем мире (Древний Китай – даосизм, Древняя Индия – чарвакалокаята, Древняя Греция – милетская школа).

На протяжении своего развития одна форма сменяла другую – от натуралистического материализма античности до механистической формы Нового времени и диалектической формы в 19-20 вв.

Представители механистического материализма: Ф.Бэкон, Гоббс, Гольбах и др.

В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Однако это касается только природы, но не общества, в котором, по мнению материалистов, действуют принципы морали, а не механические причины.

Современная форма материализма – диалектическая. Основоположники: К. Маркс и Ф.Энгельс. Суть его – ориентация на науку и практику, мобилизацию сил на качественное изменение жизни общества.

Субъективный идеализм. Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др.

Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений. Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него[2].

Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать[3].

 

  1. Алексеев П.В., Панин А В. Философия. - М.: Проспект, 2015. – 592 с.
  2. Балашов Л.Е. Философия: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2019. - 664 с.
  3. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания / Д. Беркли. - М. : Мысль, 2020. - 510 с.
  4. Гоббс Т. Левиафан. - М.: Мысль, 2021. - 240 с.
  5. Горелов А.А. Основы философии: Учебник. - М: Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.
  6. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2017. - 395 с.
  7. Гуревич П. С. Основы философии: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2018. - 480 с.
  8. Ерахтин А.В. Основной или основные вопросы философии // Философия и общество. 2016. № 3. – С. 61-66.
  9. Кабанов П.Г. Философия: Учебное пособие. - М. МГУ, 2017. - 230 с.
  10. Камина М. Основной вопрос философии: решение и развитие // Наука через призму времени. 2017. № 6. - С. 50-56.
  11. Кудрявцева В. И., Меньшиков А. С., Пургин С. П. и др. История зарубежной философии. Средние века: апологетика и патристика: Учебное пособие. - Екатеринбург: УФУ, 2016. - 330 с.
  12. Лавриненко В. Н., Ратников В. П., Иконникова Г. И. Философия: Учебник. - М.: Юрайт, 2018. - 561 с.
  13. Ляпустин А.Г. Ещё об одном понимании основного вопроса философии // Вестник Российского философского общества. 2022. № 3-4. - С. 55-68.
  14. Молчанова Е.В. Основной вопрос философии // Право, история, педагогика и современность. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Межотраслевой научно-информационный центр. 2021. - С. 109-113.

 

  1. Муравьёв А.Н., Осипов И.Д. Диалектический материализм Карла Маркса и философия в современном мире // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. № 5. – С. 106-112.
  2. Нерсесянц В. С. Платон. - М.: Норма, 2015. - 112 с.

 

 

 

 

 

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Философия
2016 год 35 стр.
Основные критерии научности философии
Курсовая работа Философия
2016 год 20 стр.
Понятие пространства и времени в философии
Курсовая работа Философия
2016 год 35 стр.
Причины зарождения философии в Древней Греции
Курсовая работа Философия
2016 год 31 стр.
Основные черты философии Нового времени (XVII в.)
Курсовая работа Философия
2022 год 46 стр.
Развитие отечественной философии в XVII в.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское