Актуальность основного вопроса философии в том, что он представляет собой фундаментальную философскую проблему, носит непреходящий характер. Философские классики разных эпох, явившиеся создателями всех известных к настоящему времени выдающихся философских систем, всегда проявляли повышенный интерес к исследовании проблемы отношения духовного к материальному.
Основной вопрос философии занимает особое место в мировой философии, - его не может обойти ни одна более или менее развитая философская система. Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а о соотношении человека, природы и мышления – трех систем.
Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение:
- Платон считал, что идеи находятся вне вещей;
- по мнению Аристотеля, идеи находятся в действительности;
- по мнению И. Канта, – мышление в голове человека;
- а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи.
Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.
Философия - это обобщенная система воззрений на мир и месточеловека в нем. Такие воззрения есть совокупность рационально полученных знаний, основанных на вопросах.
Но суть знания заключается в том, что ответ на один вопрос часто поднимает многие другие вопросы, а иногда он не объясняет, что смущает проблему, он усиливает любопытство человека и стимулирует новые исследования.
Любой, кто изучает философию, естественно, интересуется, есть ли в философии такие проблемы, которые будут иметь большое значение относительно всех остальных, то есть, нечто предельно важное.
Эта тема интересна не только для начинающих, но и для профессиональных философов, некоторые из которых обращают на это внимание, другие, наоборот, не считают, чем - то важным.
Говоря о развитии материализма и идеализма можно сказать, что две эти теории получили планомерное развитие и на каждом историческом этапе оказывали воздействие на людей. Я считаю, что обе теории интересны и достойны глубокого изучения. Мыслители различных эпох старались доказать правдивость и обоснованность своих теорий.
Обе теории достойны существования, но стоит заметить то, что каждая эпоха желала видеть свои концепции. Человек подвержен переменчивости и ему необходимо право выбора вот и с этими теориями получилось именно так.
И все же, если принять общий взгляд на всю долгую историю философии, нетрудно увидеть, что «вечные» философские проблемы происхождения, бытия, вселенной и человека, а также, например, смысла жизни, природы, человеческого знания так или иначе присутствуют во всех философских учениях, фрагментарно или, наоборот, подробно обсуждаются в различных философских трудах, независимо от того, кому они принадлежат.
Цель – изучение целостной концепции основного вопроса философии.
Для реализации поставленной цели потребуется решение следующих основных задач – рассмотреть и проанализировать:
- онтологическую сторону вопроса;
- гносеологическую сторону вопроса;
- материалистическую традицию в европейской философии;
- идеалистическую традицию в европейской философии.
Для достижения цели применены научные методы: диалектический, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логический.
- Две стороны основного вопроса философии
1.1. Онтологическая сторона вопроса
Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая.
Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания.
Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?
Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские направления и школы.
Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.
Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием[1].
Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.
Материализм. Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним.
Зарождение материализма произошло в Древнем мире (Древний Китай – даосизм, Древняя Индия – чарвакалокаята, Древняя Греция – милетская школа).
На протяжении своего развития одна форма сменяла другую – от натуралистического материализма античности до механистической формы Нового времени и диалектической формы в 19-20 вв.
Представители механистического материализма: Ф.Бэкон, Гоббс, Гольбах и др.
В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Однако это касается только природы, но не общества, в котором, по мнению материалистов, действуют принципы морали, а не механические причины.
Современная форма материализма – диалектическая. Основоположники: К. Маркс и Ф.Энгельс. Суть его – ориентация на науку и практику, мобилизацию сил на качественное изменение жизни общества.
Субъективный идеализм. Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др.
Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений. Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него[2].
Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать[3].