В настоящее время в России происходят экономические, социальные и политические преобразования, оказывающие влияние как на сферы общественной жизни, так и на право. Осознание смысла происходящих процессов возможно, в том числе, на основе исторического опыта государства, а также на основе позиций разных ученых.
Что касается конкретно избирательной системы нашей страны, то необходимо обратиться к положениям Основного закона России, в котором говорится, что наше государство - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Исходя из норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации, видно, что всем гражданам нашей страны предоставляется право участвовать в выборах на федеральном, региональном и местном уровне. Данное право гарантирует россиянам участвовать в осуществлении власти через государственные органы и органы местного самоуправления.
Именно согласно п. 3 ст. 3 Конституции РФ свободные выборы – это высшим непосредственный институт для выражения власти народа.
В связи с этим, выборы являются неотделимой частью избирательной системы, так как выборы, являясь основным способом осуществления власти народом, призваны обеспечивать действие всех общественных, правовых и политических институтов.
В настоящее время российская политическая система не устроена таким образом, чтобы однозначно обозначать ее как демократическое государство, но именно такое определение обеспечивает эффективность всего избирательного процесса.
Несомненно, что выборы – это одна из форм политического участия, которая призвана обеспечивать активность политической жизни и способствовать разрешению многих актуальных вопросов, возникающих в обществе.
Выборы формируют у населения нашей страны политическое сознание, оказывают, несомненно, высокое влияние на развитие партийной системы внутри страны. Очень важно, чтобы в государстве была здоровая конкуренция среди политических партий. Нельзя считать, что главенство одной партии это нормально в современных условиях демократии. Путем проведения честных и открытых выборов граждане делают свой выбор и обозначают, кто в политической среде является лидером.
Институт избирательной системы является институтом непосредственной демократии, регулируется на законодательном уровне и представлен как общественный и политический механизм, который, функционируя, позволяет гражданам реализовывать свои избирательные конституционные права.
Верховенство права и закона и полновластие обеспечивается именно путем реализации гражданами своего права избирать и быть избранными.
Вышеизложенное обосновывает актуальность данной темы.
Цель исследования - комплексное изучение избирательной системы Российской Федерации и постановка имеющихся в этой системе проблем.
К числу задач, необходимых для достижения вышеуказанной цели относятся:
- изучение история развития и становления избирательной системы России;
- раскрытие принципов избирательной системы России;
- раскрытие понятие и видов избирательной системы России;
- изучение гарантий реализации избирательных прав граждан;
- анализ проблем избирательного законодательства России и выявление возможных путей их решения.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе избирательного процесса.
Предмет исследования – конституционные нормы права, нормативно-правовые нормы, связанные с избирательным правом, являющейся подотраслью конституционного права, а также труды ученых-юристов.
Проблемы, связанные с избирательной системой и избирательным законодательством России были предметом многих исследований и учеными-юристами выдвигались различные точки зрения по рассматриваемым в настоящем вопросам.
Различные аспекты правового сознания и его деформация были рассмотрены в научных трудах С.А. Авакьяна, Ю.А. Дмитриева, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, А.Н. Кокотова, В.О. Лучина, М.В. Баглая и др.
В процессе проведения исследования были использованы общенаучные и специальные методы науки, такие как методы описания, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод технико-юридического анализа, а также применялись общелогические методы.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности обобщения существующих проблем избирательной системы для дальнейшего их разрешения, а теоретическая значимость заключается в возможности использования сделанных выводов в учебных заведениях при изучении данной темы и при подготовке методической литературы.
Настоящая курсовая работа состоит из двух глав, в составе первой из который имеется три раздела, а второй два раздела.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
1.1 История развития избирательной системы России
Народное участие в избирательной системе в России имело большое значение на протяжении всего становления в государстве политических и государственных органов власти.
Так, население принимало участие в выборах еще в X веке, избирая членов Боярской Думы и Поместные соборы являлись так называемыми избирательными органами.
Уже в 1613 году были проведены выборы правителя государства (царя) и органов местного самоуправления (земского и городского).
Следует отметить, что целью вышеуказанных выборов было формирование органов публичной власти в государстве и, следовательно, такие выборы не имели общегосударственного значения.
Итак, становление российской избирательной системы началось более ста лет назад, начиная с создания в 1905 году первой Государственной думы, учрежденной на основании Манифеста от 06 августа 1905 года[1].
Выборы, начиная с 1905 года проводились в соответствии с Положением о выборах, принятом императором.
В соответствии с указанным Положением, не все обладали избирательным правом.
К людям, наделенным таким правом не относились женщины, возрастной ценз был 25 лет, не принимали участия в выборах действующие военнослужащие.
Таким образом, существовало довольно-таки много различных цензов, а именно возрастной, половой и ценз оседлости, которые действовали, в том числе и в ряде иностранных государств.
Несмотря на половой ценз, женщины принимали участие в выборах через своих родственников, но таким правом, по сути, обладали лишь обеспеченные женщины.
Также, отцы имели права наделить своих сыновей полномочиями для участия их в выборах вместо них, то есть сыновья обладали отцовским имущественным цензом.
Таким образом, субъектами избирательного права являлись не только определенная личность, но и ее представитель, который располагал материальным достатком.
Важно отметить, что лица, осужденные за совершение преступлений по мотивам корысти, против собственности лишались права участвовать в избирательных мероприятиях.
Согласно проводимой в 1864 году Земской реформе, было заимствовано деление на курии, в основе которого лежал ценз, связанный с имущественным положением граждан[2].
Уполномоченных в рамках проводимых избирательных мероприятий избирали из числа крестьян и домохозяев, что приводило к том, что крестьяне лишались своих избирательных прав.
Представители рабочих курий были основными избирателями. Следует отметить, что революция в буквальном смысле охватила крупные заводы, на которых, естественно задействовано больше рабочих, чем на малых предприятиях и, это обстоятельство послужило поводом для приравнивания их по числу выборщиков.
Например, на предприятиях, где число работников составляло от 50 до 1000, то избиралось по одному выборщику.
Также, в России действовала мажоритарная система на выборах в Государственную думу.
Манифест свободы союзов в России, провозглашенный 17 октября 1905 года, привел к созданию в России более 100 политических партий, 4 из которых были монархическими, 38 были отнесены к буржуазному и либеральному направлениям, а 45 являлись мелкобуржуазными, то есть партии формировались по социально-классовому составу.