ВВЕДЕНИЕ
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОГЛАСНО КОНСТИТУЦИИ РФ
2. РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ НА ПРИМЕРЕ г. НОВОСИБИРСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Местное самоуправление в России, начиная со времен Киевской Руси и по сей день, играет немаловажную роль в жизни общества и государства в целом, развивается. Его роль и значение менялись по мере изменений самого государства, конечно же, менялась и сама система взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти. Согласно части 2 статьи 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления .
Статья 12 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В 2003 году с принятием закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» начался новый этап преобразований органов местного самоуправления и их взаимодействия с органами государственной власти как уровня субъекта федерации, так и уровня федерального. Сегодня процесс реформирования системы местного самоуправления вступил в решающую стадию: с 2009 года Закон действует во всех субъектах Федерации без исключения.
Сложные и масштабные задачи по модернизации, встающие перед Россией, побуждают к критической оценке состояния всей нашей системы государственного управления. Надо откровенно признать: с нынешним уровнем бюрократизма и коррупции, с той степенью отчуждения чиновничества от интересов общества, какую мы имеем сегодня, добиваться кардинальных преобразований крайне проблематично . Высказывание Сергея Миронова довольно красноречиво говорит, в том числе, и о взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления.
Взаимодействие тех и других органов власти можно рассматривать с двух позиций: с точки зрения закона и с точки зрения реальной действительности. Примером такой неоднозначности и разных подходов теории и практики может служить взаимодействие мэрии и городского совета города Новосибирска (третьего по величине города России) и органов федерального уровня исполнительной власти, а также ныне Правительства Новосибирской области и законодательного собрания Новосибирской области.
Уже первые результаты муниципальной реформы выявили явное противоречие между принципами, заложенными в Европейской Хартии местного самоуправления, Конституции России и практикой реализации реформы, обуславливающей положение органов местного самоуправления в общей системе управления государства. Федеральное и региональное законодательство, финансовое и материально-техническое обеспечение муниципальных образований неспособны обеспечить их автономию по отношению к государственным органам власти. Одна из причин такого положения, на наш взгляд, заключается в отсутствии четких представлений о месте и роли местного самоуправления в обществе, различии между государственной и муниципальной властью. Другой причиной является нежелание органов государственной власти признавать право граждан на местное самоуправление, что препятствует эффективному решению вопросов местного значения и надлежащему исполнению муниципальными органами делегированных государственных полномочий. Конституционная установка на исключение местного самоуправления из системы органов государственной власти нуждается в конкретизации, прежде всего, в плане уточнения принципов взаимоотношений муниципального уровня публичной власти с региональным и федеральным уровнями .
Данные вопросы обусловливают актуальность темы курсовой работы, а также определяют объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объектом исследования является система взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти на примере города Новосибирска и Новосибирской области в-целом.
Предметом исследования выступают: регулирование местного самоуправления и его отношений с органами государственной власти и реальная практика их взаимоотношений в политической сфере.
Цель исследования состоит в проведении исследования системы взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации, федеральных органов государственной власти (их представительств на местах) и органов местного самоуправления.
Поставленная цель может быть достигнута путем анализа системы взаимодействия муниципальных органов и органов государственной власти разных уровней на примере Новосибирской области.
Анализ взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления основывается на двух базовых характеристиках – муниципальной автономии и муниципальной интеграции. Под муниципальной автономией мы понимаем возможность органов местного самоуправления действовать и выполнять свои функции в отсутствии подчинения другим (государственным) органам власти. Основным индикатором местной автономии являются самостоятельное распоряжение ресурсами и защита от контроля вышестоящих органов власти. Муниципальная интеграция представляет собой механизм включения органов местного самоуправления в общую систему управления государством. Уровень муниципальной интеграции зависит от объема государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и от степени их участия в реализации общегосударственной политики.
Для изучения и полного анализа проблемы использовались следующие источники:
• международное, федеральное и региональное законодательство в области местного самоуправления, местные нормативно-правовые акты – в частности, распоряжения мэра г. Новосибирска;
• отчеты органов государственной и муниципальной власти;
• материалы центральной и региональной прессы, Интернет-сайтов;
• работы отечественных и зарубежных ученых, материалы научно-практических конференций, посвященных проблемам местного самоуправления.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуются состояние и степень ее теоретической разработанности, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается его методологическая основа, определяются научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются вопросы распределения полномочий органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления согласно Конституции РФ и федеральных конституционных законов.
Вторая глава посвящена вопросам реформирования системы местного самоуправления, автономии местного самоуправления и подчиненности его органам государственной власти.
В третьей главе рассматриваются вопросы реального взаимодействия различных систем публичной власти, а также зависимость публичной власти от партийной системы в настоящее время на территории города Новосибирска.
В заключении делаются выводы по курсовой работе, проводится обобщение анализа взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СПС Консультант плюс.
2. Миронов С. Пирог с казенной начинкой. // Литературная газета. –09.06.2010 год.
3. Местное самоуправление: контроль государства и доверие населения. Взгляд из региона // "Новая Россия": проблема доверия в современном российском политическом сообществе: сборник научных статей. Ч. 4.- М.: РГГУ, 2007.- С. 162-171.
4. федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ред. от 07.05.2009 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС консультант плюс.
5. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. Аналитический доклад Института современного развития // http://www.riocenter.ru/ru/programs/doc/3928
6. Абзацы 4, 5 статьи 5 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ред. от 07.05.2009 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС консультант плюс.
7. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. Аналитический доклад Института современного развития // Интернет источник: http://www.riocenter.ru/ru/programs/doc/3928
8. Сайт Администрации НСО //adm.nso.ru/ru/news/news/?news_id=7687