ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ,
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1.1 Понятие и сущность административной
индивидуальных предпринимателей
1.2 Правовое регулирование административной ответственности
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2.1 Порядок привлечения к административной ответственности
2.2 Тенденции развития института
ответственности в отношении
предпринимателей как
административных правонарушений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Если рассматривать характеристику индивидуальных предпринимателей в контексте физических лиц как субъектов административного правонарушения, то, в свою очередь, они подразделяются по своему административно-правовому статусу на граждан России; иностранных граждан; лиц без гражданства.
Содержание административной ответственности физических лиц за совершение деликтов включает в себя отрицательную оценку деяний со стороны государства, назначение виновному лицу административного наказания, а также соответствующие неблагоприятные последствия, связанные с его реализацией. Для физических лиц законодательством предусмотрена совокупность требований, определяющих особенности назначения административного наказания. Учет данных обстоятельств обеспечивает всесторонний и объективный подход к рассмотрению совершенного правонарушения, а также личности нарушителя и позволяет назначить такое наказание, которое отвечает принципам справедливости и законности.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что в настоящее время административное законодательство, регулирующее ответственность индивидуальных предпринимателей, находится на стадии совершенствования - так, прежде всего изменения включаются в положения будущего, обновленного административно-деликтного законодательства. Актуальной задачей является создание базы правовых норм, обеспечивающих эффективность реализации института административной ответственности физических лиц, именно поэтому тема изучения законопроекта представляется актуальной.
Цель исследования – рассмотрение особенностей привлечения к административной ответственности индивидуальных предпринимателей.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность административной ответственности индивидуальных предпринимателей;
- исследовать правовое регулирование административной ответственности;
- проанализировать порядок привлечения к административной ответственности;
- рассмотреть тенденции развития института административной ответственности в отношении индивидуальных предпринимателей как субъектов административных правонарушений
Объект исследования – сфера общественных отношений института административной ответственности.
Предметом исследования является нормы права, регулирующие административную ответственность в отношении индивидуальных предпринимателей.
Нормативно-правовую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации и нормы федерального законодательства.
Теоретическую основу изучения и исследования составили материалы таких авторов, как: Горячев А. С., Зыкин Б. В., Зыкина Е. В., Ландерсон, Н. В. Россинский, Б. В. Самолысов П. В., Черногоров Д. А. и другие.
В исследовании были применены следующие методы: формально-юридический, исторический анализ, сравнительно-правовой, синтез.
Структура настоящей работы определена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре взаимосвязанных параграфа, раскрывающих тему исследования, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1.1 Понятие и сущность административной ответственности индивидуальных предпринимателей
Важнейшим из основных прав и свобод человека и гражданина является конституционное право на занятие предпринимательской деятельностью. Часть 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации[1] (далее - РФ) за каждым гражданином закрепляет право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данное положение без каких-либо ограничений распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые так же, как и граждане РФ, вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
При этом иностранцам и лицам без гражданства при решении вопроса о допуске их к занятию предпринимательской деятельностью на территории России предоставляется, как правило, национальный правовой режим. Вместе с тем законодательство может предусматривать определенные ограничения (отдельные виды трудовой деятельности, которыми могут заниматься только граждане России или отечественные юридические лица)[2].
Нормами ст. 23 Гражданского кодекса РФ[3] регламентировано правовое положение индивидуальных предпринимателей в РФ, действуют и другие федеральные законы. Например, процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в РФ регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[4].
Общеизвестно, что субъектами административного правонарушения является физические или юридические лица (индивидуальные и коллективные субъекты)[5]. Отличия, то есть признаки индивидуального субъекта (физического лица), могут быть классифицированы на две группы: общие и специальные. В теории административного права выделяются два общих признака. Во-первых, физические лица могут быть привлечены к административной ответственности, если к моменту совершения правонарушения им исполнилось 16 лет (ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях[6] (далее - КоАП РФ)). Таким образом, если гражданин достиг на момент совершения им противоправных действий необходимого по закону возраста, то данный фактор исключает производство по делу или ведет к его прекращению (ст. 24.5 и 28.9 КоАП РФ).
Во-вторых, необходимым условием признания физического лица субъектом административного правонарушения служит его вменяемость. Критерий «невменяемости» раскрывается таким образом: физическое лицо во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.