Актуальность исследования. Монашество, как реальное воплощение в жизнь христианских идеалов, возникло в Ш-IV вв. н.э. в Египте и связано с именами таких подвижников, как Антоний Великий, Макарий Египетский, Пахомий Великий. Затем монашество распространяется в Сирии, Палестине и Малой Азии, пройдя при этом ДОВОЛЬНО трудный путь. Что касается вопроса о возникновении монашества на Руси, то большинство исследователей признают временем его появления период, следующий непосредственно за крещением Руси.
Согласно Повести временных лет, уже в середине ХI в., в период княжения Ярослава Мудрого, «чернорисця поча множитися и монастыреве почаху быти». Несмотря на то, что русское монашество впитало в себя египетские, палестинские и сирийские традиции, оно всегда оставалось глубоко национальным и самобытным. Историю средневековой Руси невозможно понять во всей ее полноте в отрыве от истории Русской Православной Церкви и, в частности, истории монашества. Яркий след во всей русской истории оставил Киево-Печерский монастырь, с которым связано возникновение «истинного монашества» на Руси.
Сегодня, ввиду повышенного внимания исследователей к истории Русской Православной Церкви, обращение к истории Киево-Печерского монастыря представляется актуальным. Во-первых, это бьm первый монастырь, который адаптировал на Руси греческий идеал святости и способствовал формированию основ монашеской жизни.
Изучение истории иноческого жития, у истоков которого стоял Киево-Печерский монастырь, имеет огромное значение, прежде всего, для понимания особенностей генезиса монашества на Руси, как особой социальной группы; для сопоставления настоящего и прошлого - с тем, чтобы понять, что и как изменялось в монашеской жизни, что было безвозвратно потеряно в процессе исторического развития, а что получило «Второе рождение» в эпоху Сергия Радонежского, с именем которого исследователи связывают возрождение древнерусского монашества.
Предмет исследования. Особенности установления монашеской жизни в Киево-Печерской обители XI века.
Объектом исследования являются Киево-Печерский монастырь как церковная организация и его обитатели как особый социокультурный элемент древнерусского общества.
Цель исследования:
- изучение истории становления и развития Киево-Печерского монастыря, а также повседневной жизни его обитателей в XI веке.
Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
- обозначить особенности становления и развития Киево-Печерскогомонастыря в ХІ в.;
- охарактеризовать жизнь и деятельность преподобного Антоний Печерский и зарождение монашества Киевской Руси;
- охарактеризовать жизнь и деятельность преподобного Феодосия – основателя общежительного устава в главном монастыре Руси;
- раскрыть социальное происхождение монахов;
- проанализировать монастырский быт;
- раскрыть взаимоотношения монахов из монастыря и мирян.
Теоретико-методологической базой настоящего исследования послужили богословские труды, научно-исследовательские издания разных лет, материалы специальной периодической печати по вопросам изучения особенностей возникновения и установления в ХI в. монашества в Киево-Печерской обители.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя: метод анализа источников; реферативно-аналитический, индуктивно-дедуктивный и сравнительный методы – для систематизации теоретического материала; применение историко-антропологического метода обусловлено тем, что в центре нашего внимания оказалась определенная социальная группа как общность людей, которые не только соответствуют некоему набору социологических характеристик, но и обладают определенным групповым самосознанием, применение подобного подхода дает основания для осуществления историко-культурных, социальных, бытовых, экономических и мировоззренческих реконструкций; применение хронологического метода обусловлено временным промежутком, выбранным для исследования, а именно ХI в. и требующим рассмотрения процессов по периоду.
Состояние научной разработки проблемы. Начальной истории Киево-Печерского монастыря и того, как была устроена жизнь в его стенах, так или иначе, касались многие исследователи. Однако повседневная жизнь Киево-Печерских монахов и монастырский быт довольно длительное время не являлись предметом специального научного исследования, хотя некоторые аспекты повседневности в той или иной степени затрагивались многими учеными при обращении к истории Киево-Печерского монастыря домонгольского периода.
Для Н.М. Карамзина, СМ. Соловьева, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского характерно несколько возвышенное представление о монастыре, его идеализация. Историки затрагивали, главным образом, вопросы, связанные с основанием и ранней историей «славного» Киево-Печерского монастыря, рассматривая его как образец нравственности и благодетели, центр средоточия духовной жизни Киева.
Для П.С. Казанского предметом изучения стала история русского монашества до времен Сергия Радонежского. Рассматривая условия возникновения и истоки монашества на Руси, исследователь обращается к истории Киево-Печерского монастыря, подчеркивая его роль как «начальника и рассадника русского иночества», а, кроме того, обращается к вопросу о регламентации внутримонастырской жизни, ставя в заслугу игумену Феодосию принятие Студийского устава и организацию первого на Руси иноческого общежития.
Достаточно широкий круг проблем, связанных со временем возникновения и устройством первых древнерусских монастырей, поднимается митрополитом Макарием (Булгаковым) в его фундаментальном труде «История русской церкви». Работа носит обобщающий характер и содержит полное описание древних обителей, причем значительное место отводится истории возникновения первых крупных монастырей на Руси, к числу которых автор относил и Киево-Печерский монастырь, основание которого он называет «весьма важным событием по своему обширному влиянию на судьбу нашей церкви».
Большое значение для изучения монастырей и монашества имел труд Е.Е. Голубинского «История русской церкви». Эта работа содержит специальный раздел, посвященный истории монастырей, где автором затронуты различные проблемы возникновения монашества на Руси, сделан краткий обзор монастырских уставов, рассмотрены особенности управления и «средства содержания» монастырей. Помимо этого, уделяется внимание истории возникновения «знаменитейших» монастырей Древней Руси, к числу которых Е.Е. Голубинский, так же как и Макарий, причисляет Киево-Печерский монастырь.
В увидевших свет на рубеже XIX-XX вв. обобщающих трудах по истории России М.С. Грушевского, С.Ф. Платонова, М.Д. Приселкова, М.В. Толстого, Н. Тальберга кратко говорится о приоритетах экономической и политической деятельности киево-печерских игуменов, перечисляются заслуги Киево-Печерского монастыря в деле просвещения и духовного воспитания общества, некоторое внимание уделяется описанию церковной жизни монахов, их иноческим подвигам.
Для советской историографии характерно исследование Киево-Печерского монастыря в социально-экономическом аспекте. В работах Н.М. Гантаева, И.У. Будовница, Я.Н. Щапова, И.Я. Фроянова, основательному изучению подверглись проблемы становления и роста монастырского землевладения.
Политическому аспекту деятельности киево-печерских игуменов уделяли внимание А.Н. Насонов и В.Т. Пашуто. Как опору византийского влияния на Руси Киево-Печерский монастырь рассматривал A.M. Сахаров. По его мнению «летописи, составленные в Киево-Печерском монастыре, проводили идею о том, что христианство пришло на Русь из Византии, благодаря греческим церковникам. Такая позиция печерских монахов не соответствовала политическим интересам многих киевских князей». Б.Д. Греков, А.С. Хорошев, В.Ф. Пустарников, напротив, рассматривали историю Киево-Печерского монастыря через призму борьбы с влиянием митрополитов-греков.
На аристократический характер Киево-Печерского монашества указывали Н.М. Гантаев, Н.С. Гордиенко, Б.А. Рыбаков, М.Н. Тихомиров, отмечая при этом тот факт, что в монастыре имелось большое количество выходцев из богатых семейств и знатных родов: княжеских, боярских, купеческих. Именно они стояли во главе монастыря и направляли его деятельность. Более того, историки подчеркивали значение Киево-Печерского монастыря как «кузницы кадров» православного духовенства, колыбели монашеской жизни и культурного общенационального центра, ставшего средоточием образованности, своего рода средневековым университетом или духовной академией, куда охотно поступали сыновья крупных вельмож, стремившихся сделать карьеру.
Первой попыткой изучения монастырского образа жизни стала книга Б.А. Романова. Занимаясь изучением быта и нравов разных социальных групп домонгольской Руси, историк обращается к монашеству, как к одной из таких групп, пытаясь выявить характерные для ее представителей черты повседневности. Исследования Б. А. Романова нашли свое продолжение в работе Г.Г. Прошина, который пытался дать оценку деятельности и идеалов православного монашества, методов воздействия монастыря на верующих, рассматривая его как своеобразный идеологический институт, ориентированный на пропаганду религиозного мировоззрения.
Вопросам культурной жизни монастыря уделяли довольно много внимания В.Н. Лазарев, Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт, А.И. Комеч. В их работах нашли отражение вопросы, связанные с постройкой Успенского собора Киево-Печерского монастыря, иконописанием, мозаиками. Подчеркивалось значение монастыря в деле переписывания книг и создания литературных памятников.
Таким образом, в советской историографии во многом находит продолжение проблематика предшествующего периода, появляются новые приоритеты в изучении истории Киево-Печерского монастыря, которая освещалась избирательно и довольно поверхностно.
В отличие от советских историков, зарубежные исследователи гораздо больше внимания уделяли нематериальной стороне жизни киево-печерских монахов. Для Г.В. Вернадского, Г.П. Федотова, А.В. Карташева характерны изучение русской святости, как особой традиции духовной жизни, попытки осмыслить нравственный идеал монашества.
Работы, касающиеся постсоветского времени сводятся, главным образом, к общим обзорам по истории русской церкви и общественного сознания Древней Руси. Пожалуй, единственным специальным исследованием стала диссертация Е.С. Харина. Изучая монашество домонгольской Руси, особенности бытового уклада и образа жизни, этот автор основывается, главным образом, на анализе источников канонического права и агиографических сочинений. При этом, придерживаясь позитивистских взглядов и будучи православным священником, он воспринимает содержание источников буквально, не подвергая их должной критике.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании проанализирован и обобщен теоретический материал по вопросам изучения установления монашеской жизни в Киево-Печерской обители XI века.
Практическая значимость исследования. Настоящее исследование может быть полезно студентам вузов и ссузов при изучении религиоведения и других смежных наук.
Основное содержание
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во Введении объясняется выбор темы исследования, определяются объект и предмет исследования, выявляются актуальность темы, цель, задачи, теоретико-методологическая база исследования, приводится обоснование теоретической и практической значимости.
В основных главах работы приводится полное содержание работы.
В заключении приводятся основные выводы.
В списке использованной литературы указываются важнейшие источники материала по выбранной теме.
Глава 1. Киево-Печерский монастырь и основание русского монашества
1.1 Становление и развитие Киево-Печерского монастыря в ХІ в.
На протяжении многих столетий возвышается на днепровских склонах удивительный архитектурный ансамбль одной из выдающихся святынь православного мира - Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.
Стремительно поднимается в небо Большая Лаврская колокольня , золотом играют на солнце купола церквей, радуют сердце древние храмы и монастырские строения. А глубоко под землей расположены таинственные Лаврские пещеры, овеянные славой и святостью подвижников печерских.
Возникновение Киево-Печерского монастыря обусловлено политическими, экономическими, социальными и культурными последствиями крещения Киевской Руси в 988-989 гг.
Согласно «Повести временных лет», автором которой является монах Печерской обители Нестор, в 1051 г. подвижник Антоний основал в пещерах монастырь. Возвратившись в Киев из Святого Афона, Антоний долго ходил по монастырям родной земли, и не найдя для души своей достойного места, решил уединиться в древней пещере неподалеку от княжеского села Берестово. Нестор-летописец пишет: «Пришел он на холм и, возлюбив место это, стал жить здесь, молиться богу»[1].
Аскетический образ жизни прп. Антония прославил его по всей Русской земле. Вокруг него начали собираться единомышленники. Он стал их наставником, духовным отцом.
Когда количество братии достигло 12, прп. Антоний поставил игуменом Варлаама, а сам в 1062 г. переселился на соседний холм и выкопал там новую пещеру. Так возникли пещеры, позднее получившие название Ближние и Дальние.
Вокруг первых подвижников была создана крепкая религиозная община. Когда число братии возросло до 100, князь Изяслав, по просьбе Антония, подарил монахам гору над пещерами, где была построена Большая церковь. Вокруг нее строятся новые кельи, куда переселяется почти вся братия[2]. Фактически здесь создается новый монастырь, а пещеры превращаются в место погребения. В пещерах остается небольшое количество монахов для выполнения обряда погребения и проведения ежедневных литургий. Поскольку раньше монахи жили в пещерах, то и стал называться монастырь Печерским.
Значительным событием для дальнейшего развития монастырской жизни Киевской Руси было принятие игуменом Феодосием Студийского устава, известного своей детальной разработкой богослужебной деятельности и довольно строгими правилами монашеской жизни. Студийский устав регламентировал монашескую жизнь в обители. Со временем его приняли все монастыри Киевской Руси. Поэтому Феодосия считают основателем монашества в Руси-Украине.
При преподобном Феодосии в Печерской обители был принят первый на Руси общежительный монастырский устав — киновия. Удивительным образом, когда з Константинополя вернулся отправленный туда за Студийским уставом инок, почти одновременно с ним в Киев прибыл и митрополит Георгий в сопровождении монаха Студийского монастыря Михаила, который передал Печерскому монастырю устав своей обители. На основании двух этих вариантов Студийского устава (переписчики, надо заметить, часто добавляли комментарии и могли вносить разумеемые ими за верные изменения) и был составлен устав новорожденного монастыря, впоследствии послуживший основой для большинства монастырских уставов Руси.