Введение
- Антитрадиционализм и критика средневековой схоластики
- Антропоцентризм и гуманизм — возвышение интереса к человеку
- Пантеизм – отождествление Бога и природы
- Принципиально новое, научно-материалистическое понимание мира
- Интерес к социальным проблемам, обществу и государству
Заключение
Список используемой литературы
Философией эпохи Возрождения именуется совокупность философских течений, образовавшихся и развивавшихся в Европе в XIV– XVII вв., которые объединяло антицерковное и антисхоластическое направления.
К особенностям философии данной эпохи относят антитрадиционализм – негативное отношение к традиционным ценностям и желание постоянного развития, понимаемого как улучшение; антропоцентризм и гуманизм – доминирование внимания к человеку, вера в его бесконечные возможности и достоинство; пантеизм – отрицание собственного Бога и приближение его к природе, или слияние их; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (Земля круглая, а не плоская, вращается вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечность Вселенной, свежие анатомические знания и т.д.); большое внимание к социальным проблемам, социуму и государству; торжество индивидуального начала; повсеместное распространение идеи социального равенства.
Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями.
Актуальность темы определяется тем, что эпоха Возрождения представляет собой важный этап в развитии философской мысли, затрагивающий все стороны культурного и общественного бытия. Это необратимо сказалось на последующем развитии культуры в целом. На фоне прожитой эпохи Средневековья, эра Ренессанса выглядела ярким всплеском в искусстве и неудержимым желанием людей к познаниям.
- Антитрадиционализм и критика средневековой схоластики
Антитрадиционализм есть негативное отношение к традиционным ценностям и желание постоянного развития, понимаемого как улучшение. Философия в период Возрождения претерпела значительные изменения – в первую очередь они коснулись трансформации ценностей. С этой поры наивысшую ценность приобретает человек, его натура.
Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений – человеческий.
На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Многие просвещённые умы, в том числе и ряд великих учёных, критиковали церковные устои, утверждая, что познать истину можно лишь эмпирическим путём, то есть опираясь на эксперименты и естествознание. Одновременно с этим росли и укреплялись настроения, направленные против Церкви и её догматов, которые многими мыслителями считались устаревшими, что впоследствии привело к Реформации, расколу церкви на протестантов и католиков.
Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Ренессансная философия перестает быть служанкой теологии, секуляризируется и приобретает светское содержание, мирно сосуществуя с религией. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы [7].