ВВЕДЕНИЕ
1. Политическая обстановка в Греции при жизни Сократа
1.1 Общественно-политическая деятельность Сократа
1.2 Сократ о правлении знающих и критика выборной системы
2. Сократ и его идеал политического устройства.
2.1 Отношение Сократа к законам и религии
2.2 Обвинение Сократа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одной из самых известных фигур в человеческой истории является Сократ, живший в 470 (469) — 399 гг. до н. э. Почему так знаменит этот человек, что вызывает интерес к его личности и по сей день? О жизни и учении мыслителя мы узнаём, главным образом, из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта), или его идейных противников (комедиографа Аристофана), а также из книг более поздних авторов (Диогена Лаэртского, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал учение философа.
Целью данной работы является исследовать политические взгляды Сократа, которые неотделимы от его философских воззрений. Понять его политические взгляды нельзя без характеристики политической ситуации, сложившейся в Афинах в конце IV в. до н. э., которая будет рассмотрена ниже. Очень много учёных исследовало жизнь и деятельность Сократа. Трудности изучения связаны с отсутствием письменных сообщений самого Сократа, а также с противоречивостью некоторых сведений его последователей и противников, каждый из которых по-своему принял Сократа. Одни из его современников видели в нём опасного безбожника и приговорили его к смертной казни, другие сочли обвинение лишённым основания. Поэтому и ныне актуален вопрос: возможно ли объективное знание о Сократе?
Историографию курсовой работы составляют многие труды как античных, так и более поздних философов.
Платон и Ксенофонт больше внимания уделяли философской деятельности Сократа, нежели его политической позиции. Сам Сократ, по их сообщениям, говорил, что политикой он не занимается. Однако от общественной деятельности он не считал нужным уклоняться (посещал Народное собрание, участвовал в военных походах и т. д.). Жизнь Сократа и, особенно, его смерть способствовали пробуждению афинского общества в эпоху кризиса полисной демократии. Чтобы разобраться в существе политических взглядов Сократа, необходимо, прежде всего, рассмотреть их в контексте социально-политической истории и идейно-духовной атмосферы Древней Греции периода его жизни и деятельности.
Большое внимание различным аспектам сократовской темы — жизни и учению Сократа, его месту и роли в истории культуры, философии, политико-правовой мысли уделено в дореволюционной и советской литературе. Заметный интерес к Сократу проявляли русские мыслители второй половины XVIII века: И. А. Третьяков, Я. П. Козельский, Н. И. Новиков, И. А. Крылов и др. Для них Сократ - яркий пример в пользу разума и просветительской деятельности. Просветительская линия в подходе к Сократу была развита А. Н. Радищевым и русскими демократами XIX века.
Блестящая характеристика жизни и творчества Сократа содержится в произведениях А. И. Герцена. Сократ, по его оценке, «нанёс существующему порядку Греции тяжелейший удар». Обстоятельный анализ моральных и политико-правовых воззрений философа содержится в русской университетской литературе XIX - начала XX вв. Известный русский писатель В. Г. Короленко в литературно-фантастическом эссе о Сократе изображает его как борца против старых богов и искателя нового божества - истины.
В работе А. Ф. Снегирёва «Жизнь и смерть Сократа», вышедшей в 1895 г., рассказывая о жизни философа, автор опирается на сочинения Платона и Ксенофонта. В книге рассматривается в основном философия Сократа. Главы VIII и IX посвящены рассказу об осуждении и смерти Сократа, в котором используются материалы из диалогов Платона «Критон», «Федон», «Апология Сократа».
Подробнее об обвинении Сократа говорится в статье П. Смирнова «Справедливо ли был осуждён на смерть философ Сократ»? Автор статьи приходит к выводу о несправедливости, лживости обвинения. Кроме того, П. Смирнов считает, что оно не было случайностью, так как ещё до Мелета, Анита и Ликона оно высказывалось в «Облаках» Аристофаном, где Сократ обвинялся в: 1) занятии бесполезными диалектическими и физическими бреднями; 2) в том, что он совершенно не верит в божества Олимпа; 3) в умении при помощи своих софистических доводов владеть словом так, что ложь он выставляет за истину, а истину за ложь. Автор статьи опровергает все три довода, а, главное, принадлежность Сократа к софистам. Во второй части статьи доказывается лживость обвинения Мелета (по сообщениям Платона и Ксенофонта).
Во всех статьях и произведениях о Сократе, можно отметить как много общего, так и особенного. Причина ясна: все авторы пользовались одними источниками и по-своему их комментировали.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть политическую обстановку в Греции при жизни Сократа;
- изучить общественно-политическую деятельность Сократа;
- отразить взгляды Сократа на его идеал политического устройства, законы и религию;
- изучить обвинение Сократа.
При написании курсовой работы мною был использован системный метод, выражающийся в системном изучении Сократа и его политических воззрений, что предполагает полноту изучения конструктивных элементов; всесторонность изучения, то есть исследование не только объекта, но и его внутренних и внешних взаимосвязей с другими объектами.
1. Политическая обстановка в Греции при жизни Сократа
1.1 Общественно-политическая деятельность Сократа
Время жизни и деятельности Сократа приходится на период высшего расцвета афинской демократии в период правления Перикла (444 - 429 гг. до н. э.). К торжеству демократии привела победа эллинов в Греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). В «век Перикла» Афины достигли зенита своего внутреннего благосостояния и внешнего могущества. Они стали центром греческой демократии и греческой культуры. Однако Сократ стал свидетелем не только величия Афин, но и их падения после поражения в Пелопоннесской войне 431 - 404 гг. до н. э., когда Афины утратили былую роль ведущей державы. Политические события, происходившие в Греции, повлияли на формирование политических взглядов самого Сократа. Прежде чем перейти к их рассмотрению следует сказать несколько слов о политической системе в Греции V в. до н. э.
По своему политическому устройству, структуре государственных органов, Афины V - IV вв. до н. э. относились к полису с демократическим устройством. Законодательным органом являлось Народное собрание. Совет 500 исполнял функции Народного собрания между его заседаниями. Члены совета избирались на один год из всех разрядов афинского гражданства по жребию. Ареопаг был по структуре органом аристократическим. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Девять архонтов занимались военными делами, контролировали религиозные церемонии, рассматривали дела судебного и частного характера. Десять стратегов избирались путём голосования. Они возглавляли военную организацию Афинского государства. В условиях войн V - IV вв. до н. э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми государственными вопросами. Перикл после 443 г. до н. э. 15 раз был стратегом, но в действительности он был главой государства. Для этого Перикл обладал многими знаниями, в том числе и ораторским искусством.
В греческих полисах, в том числе в Афинах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий античную общину. Граждане полиса не мыслили своей жизни вне полиса. Каждый гражданин обязан был защищать полис с оружием в руках, принимать участие в общественной жизни, почитать отеческих богов и т. д. Так, Сократ, родившийся и выросший в Афинах, считал своим долгом участвовать в общественной жизни и исполнять законы города.
В 406 г. до н. э. афинский флот одержал победу над Пелопоннесским при Аргинусских островах. Разыгравшаяся после сражения буря помешала победителям похоронить трупы погибших, как того требовал религиозный обычай. Возникло судебное дело против шести из восьми отозванных в Афины стратегов. Рассмотрение дела было передано в государственный орган, именуемый Притания, собиравшийся из состава Совета 500 и состоявший из 50 человек.
Одним из пританов был Сократ: когда афиняне «желали огулом судить стратегов... тогда я, - вспоминал уже на собственном суде Сократ - единственный из пританов, восстал против нарушения закона, и в то время, когда ораторы готовы были обвинить меня и посадить в тюрьму, я думал, что мне скорее следует стоять на стороне закона, нежели из страха перед тюрьмой или смертью быть заодно с вами, афинянами, желающими несправедливого». По нормам афинского судопроизводства, каждого виновного надо было судить в отдельности и выносить приговор индивидуально. По предложению же Калликсена допрос стратегов был прекращён и был решён вопрос об их совместной вине путём тайного голосования. Так, стратеги были казнены, и афиняне сами обезглавили свой флот. Ксенофонт тоже сообщает об этом происшествии: Сократ «не позволил народу сделать противозаконное постановление, но, руководствуясь законами, противился такому давлению народа». Мужественно и независимо держал себя Сократ в правление 30 тиранов». Он, единственный из пяти пританов, отказался участвовать в казни Леонта Саламинского: «четверо из нас отправились в Саламин, а я, - говорил Сократ, - отправился домой. И, по всей вероятности, мне пришлось бы умереть, если бы правительство не распалось в скором времени». По сообщению Ксенофонта, Сократ также «отказался это исполнить ввиду незаконного приказа». Впоследствии эти два эпизода из жизни Сократа были переданы Диогеном Лаэртским. Таким образом, что касается общественной и политической деятельности Сократа, то, как Платон, так и Ксенофонт имеют о ней единое мнение. Сократ всегда поступал справедливо и законно.
Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений : Учеб. пособие / А. А. Акмалова, В. М. Капицын. - Москва : Юриспруденция, 2002. С. 85-96
Асмус В.Ф. Платон / В. Ф. Асмус. - Изд. 2-е. - Москва : УРСС, 2005. С. 21
Борисов Л.П. Очерки истории политических учений : Учеб. пособие / Л. П. Борисов. - Москва : Белые альвы, 1997 С. 67
Васильева Т.В. Путь к Платону : Любовь к мудрости, или мудрость любви : [Монография] / Татьяна Васильева. - Москва : Логос : Прогресс-Традиция, 1999. С. 145-152
Введенский А. И. Лекции по истории древней философии : [Запись студентов, не просмотр. авт.]. - Санкт-Петербург : Экон. типо-лит., 1910. С. 256
Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи : Учеб. пособие / С.А. Дробышевский. - Москва : Юристъ, 2003. С. 297-305
Жебелев С. А. Сократ : [Биогр. очерк] / С. А. Жебелев. - Берлин : Гос. изд-во, 1923. С. 85
История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – М.: Издательство "Зерцало", 2000. – С. 600
Кессиди Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. - Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – С. 319
Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений [Текст] : учебник / В. С. Нерсесянц. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2012. С. 431
Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции / В. С. Нерсесянц ; Акад. наук СССР, Ин-т государства и права. - Москва : Наука, 1979. С. 200
Новгородцев П. И Сократ и Платон : (Из лекций по истории философии права, чит. на Высш. жен. курсах и в Моск. ун-те) / П.И. Новгородцев. - Москва : изд. студента И. Власова, 1901. С. 224
Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений [Текст] : учебное пособие / М. Н. Марченко, И. Ф. Мачин ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Юридический фак. - Москва : Проспект, 2011. – С. 467
Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. Изд-во: Юнити. 2005. – С. 500
Ротштейн Ф. А. Сократ, его жизнь и философская деятельность : Биогр. очерк Е.Н. Орлова : С изображением бюста и картиною "Смерть Сократа". - Санкт-Петербург : тип. т-ва "Обществ. польза", 1897. – С. 25
Снегирёв Л. Ф. Жизнь и смерть Сократа, рассказанные Ксенофонтом и Платоном / Л.Ф. Снегирев. - Москва : К.И. Тихомиров, 1895. С. 63-75
Соболевский С. И. Аристофан и его время [Текст] : [К 2400-летию со дня рождения]. - Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1957. – С.300
Утченко С. Л. Политические учения древнего Рима, III-I вв. до н. э. [Текст] / АН СССР, Ин-т всеобщей истории. - Москва : Наука, 1977. С. 85
Философская энциклопедия [Текст]. - Москва : Сов. энциклопедия, 1960. - Т. 5 – С. 145
Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. - Москва : Сов. энциклопедия, 1983. – С. 637
Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики : [В 2 ч.] / А. И. Щербаков ; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар : КГУ, 1994. – С. 210