Введение
1. Социальный статус женщины в Древнем Китае
1.1 Положение женщины в древнекитайской эпохе
1.2 Культ брака в Древнем Китае
1.3 Сущность женщины Древней китайской культуры
2. Положение женщины в средневековом Китае
2.1 Женщина в Средневековом Китае
2.2 Образ семьи Средневекового Китая
2.3 Китайский семейный уклад
Заключение
Список литературы
Оставаясь приверженцем старых взглядов на семью - "чем больше детей, тем больше счастья", крестьяне нередко стремятся избавиться от не родившейся девочки (процедура определения пола плода в Китае, как и во всем мире, вполне доступна), так как считается, что лишь сыновья являются продолжателями семьи. В результате в некоторых китайских деревнях, мужское население стало значительно более доминирующим, чем женское, и имели место случаи похищения и продажи женщин в "рабский брак" (будущие жертвы были найдены работорговцами на бирже труда; пообещав оказать помощь в трудоустройстве, молодые женщины были увезены из своих домов и проданы фермерам в отдаленных районах). В целях предупреждения противоправных действий и решения проблемы в закон "о здоровье матери и ребенка" был внесен пункт, согласно которому экспертиза определения пола плода допускается только по медицинским показаниям.
Эта тема очень актуальна, потому что долгое время в Китае положение женщин в обществе было намного ниже, чем у мужчин, Женщины не учитывались вовсе, но не так давно появился новый закон, который полностью меняет положение женщины в китайском обществе.
Оценивая нынешнее положение женщин в стране, можно сказать, что, несмотря на явный прогресс в этой области - повышение их общественно-политической роли, общественного статуса и т. д., процесс недостаточно динамичен. Для решения этой проблемы необходимо изменить не только отношение общества к женщинам, но и отношение женщин к себе, воспитывая чувство собственного достоинства, уверенности в себе и независимости.
Цель данной работы изучить все аспекты положения женщины в древнем и средневековом Китае. Задачи работы рассмотреть:
1. изучить положение женщины в древнекитайской эпохе;
2. проанализировать культ брака в Древнем Китае;
3. обозначить сущность женщины Древнекитайской культуры;
4. рассмотреть женщину в Средневековом Китае;
5. выделить образ семьи Средневекового Китая;
6. проанализировать китайский семейный уклад.
Объектом данной работы является женщина в обществе древнего и средневекового Китая.
Предметом данной работы является положение женщины в древнем и средневековом Китае.
Вплоть до недавнего времени все исследователи, занимающиеся изучением истории положения женщины в Китае, указывали на негативное отношение к ней на протяжении всего средневековья.
Ситуацию несколько изменил авторитетный французский историк-медиевист, профессор Сорбонны Робер Фоссье, который впервые обратил внимание на тот факт, что в изучении этого вопроса ученые находились в плену специфики источников и представлений людей XX в. По его мнению, сложилась парадоксальная ситуация в отношении исследуемых источников. Все они, как правило, принадлежат к экономической, политической, административной, церковной сферам, в которых женщина в силу своей природы играла меньшую роль, чем мужчина. А повседневная жизнь, т.е. та сфера, в которой она играла исключительно большую роль, источниками освещается мало. Сами же исследователи, исходя из ценностей современной эпохи, также не принимали во внимание иное значение домохозяйства в средневековье.
Другой видный медиевист Дэвид Херлихи в ряде публикаций о семье и браке настаивает на том, что положение женщины не всегда было плохим. В его своеобразной теории «маятника» положение женщин определяется их количеством. Если их становилось мало по сравнению с мужчинами, то их положение улучшалось, при возрастании их числа они активнее участвовали в производственном процессе, и отношение к ним вновь ухудшалось. По мысли Херлихи получается, что только тогда, когда количество женщин падало до того предела, пока мужская часть общества вновь не сталкивалась с их нехваткой, мужчины начинали проявлять заботу об улучшении условий их жизни.
Взвешенный подход к этой теме стал формироваться с конца XX в., когда на стыке таких научных дисциплин, как история, этнография, право,
Фоссье Р. Люди средневековья (пер. с франц. Карачинского А.Ю., Некрасова М.Ю., Эгипти И.А.). С.-Петербург: Евразия, 2010. социология, психология, археология, антропология возникают научные направления, исследующие различные аспекты положения женщины в истории Китая. Совершенно очевидно, что существует необходимость переосмыслить некоторые односторонние взгляды и толкования и попытаться представить новую интерпретацию положения женщины в средневековом и древнем Китае.
Курсовая работа состоит из 2 глав. Объем работы – 35 страниц.
В первой главе ознакомимся с социальным статусом и положением женщины в Древнем Китае.
Во второй главе будет рассмотрено положение женщины в Средневековом Китае.
1. Социальный статус женщины в Древнем Китае
1.1 Положение женщины в древнекитайской эпохе
Говорить о нравах и обычаях, которые преобладали в Китае в прошлые века, можно очень много. Конечно, многие из описанных обычаев вызывают не только интерес, но и удивление, а иногда и улыбку. Давайте рассмотрим один из таких примеров, связанных с традиционным укладом китайской семьи на протяжении многих веков, а именно с положением женщины в древнекитайской семье.
Можно не заметить, что традиционные принципы повлияли на жизнь современных китайских женщин в их поведении. Можно найти много общего с поведением женщин в традиционном Китае и объяснить явления современной жизни китайских девушек, заглядывая в прошлое страны.
Женщины в древнекитайской культуре жили в соответствии с правилами, установленными Конфуцием. Согласно Конфуцию, женщины не были равны с мужчинами и не были достойны образования. В течение почти двух тысяч лет жизнь женщин была невыносимой. Смирение, смирение и еще раз смирение - вот главный смысл жизни женщины. В девичестве она полностью подчинялась своему отцу, после замужества она стала слугой своего мужа и его родителей. Она не могла ни против них возражать, ни повышать голос. Поэтому в древней надписи иероглиф 女 (["nǚ"] - "женщина") изображает человека на коленях, сложив руки на груди в знак подчинения.
Существует древняя китайская поговорка: «Если я женюсь на птице, я должен летать за ней; если я женюсь на собаке, я должен следовать за ней везде, где она бежит; если я выйду замуж за заброшенный кусок земли, я должен сесть рядом с ним и защитить его.
Самыми важными и лучшими качествами женщины считались робость, сдержанность, умение приспосабливаться к характеру мужа. Мир женщины был ограничен домом и семьей. О женщине древние китайцы имели выражение: «управляет внутренним», то есть женщина должна заниматься уходом за детьми, готовкой, шитьем и прядением, сбором урожая, кормлением скота.
Все дела в доме, и следует не заниматься общественной деятельностью. Она должна проявлять уважение к отцу и матери своего мужа, жить в гармонии с невестками, быть послушной - чтобы она вставала рано утром, а поздно вечером ложилась спать, переживая за урожай риса и сохранение хлеба. Это истинные правила, которые должна соблюдать жена. Служить родителям мужа считалось главной обязанностью молодой женщины. Если жена любит сына, но не любит его родителей, тогда он должен расстаться с ней. И наоборот, если жене не нравится его сын, а его родители говорят, что она хорошо им служит, то он не решается с ней расстаться. Независимо от того, как беспощадно ее муж относился к своей жене, она должна была молча подчиняться. Она могла бы вернуться к себе домой, но это считалось позором.[1]
В древнем Китае мужчинам разрешалось иметь более одной жены. Если муж умер, женщине не разрешалось вступать в повторный брак. Если она снова выйдет замуж, ей грозит смертная казнь. Основной работой женщины в древнем Китае было иметь сыновей. Если девочка родилась, то было несколько унизительных обычаев. На третий день ее дня рождения ее место было под кроватью с фрагментами глиняной посуды для игры. Помещение ребенка под кровать означало, что она была слабой, и она должна унижать себя перед людьми. Разбитая посуда означала, что она должна быть трудолюбивой. Поэтому наличие сына считалось целью брака и великого счастья для семьи. Это отражено в высказываниях: «Если вы вырастите сына, вы обеспечите старость, соберете зерно - вы предотвратите голод»; «И сын, и поле должны иметь свое»; «Лучшие сыновья в мире - их собственные. Надеясь иметь сына, женщины совершали различные обряды. [2].
Кроме того, женщины в древнекитайской культуре не имели права выражать свои мысли и чувства. Существовали также правила «Ли» (礼 [lǐ] - этикет, уместность), запрещающие мужу малейшее проявление нежности к его жене в присутствии посторонних. Эти чувства вспыхнули только во время похорон одного из супругов.