ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПРИКАМЬЯ
1.1. Современная этнокультурная характеристика Среднего Прикамья
1.2 Традиции и праздники народов Сарапульского района Удмуртии
ГЛАВА 2 ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЙ,
2.1 Анализ
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МАЛЫХ НАРОДОВ
3.1 Основные подходы к популяризации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Проблема сохранения и преумножения культурных ценностей народов России стоит наиболее остро на сегодняшний день. В современном мире стремительной урбанизации, всеобщей компьютеризации, очень часто забываются традиции и культурные ценности коренных народов. Молодое поколение все меньше интересуется историей Отечества, культурные традиции не передаются из поколение в поколение, теряются или совсем исчезают древние народные ремесла. Именно поэтому проблема сохранения, преумножения и передачи культурных традиций коренных народов России актуальна на сегодняшний день.
Актуальность исследования
Сохранение культурного наследия признается мировым сообществом первоочередной задачей в области культуры. Многоплановость проявлений «культурного наследия» в реалиях современной жизни, ставит на повестку вопрос о систематизации предложенных подходов и обобщению имеющегося практического опыта на местах.
Новизна исследования
Новизна исследования заключается, и в необходимости выявления характера и степени воздействия социально-политических факторов на деятельность организаций по сохранению и актуализации культурного наследия малых народов Среднего Прикамья .
Практическая значимость работы
В связи с тем, что понятие «культурное наследие» довольно ново, а идея возрождения традиционной культуры малых народов стала декларироваться с 1980-х гг., следовательно, хронологический период обзора будет варьироваться с учетом указанного временного промежутка.
Источниковая база исследования
Представлена четырьмя типами источников - документальными, аудиозаписями, кинодокументами, визуальными. К первому типу относятся нормативно-правовые акты, документы стратегического планирования и целевого назначения, делопроизводственные, уставные, отчетные материалы, интернет-источники, музеографические источники.
Методологическая основа
Базовым для данного исследования послужил принцип объективности, предполагающий воспроизведение анализируемого объекта на основе непредвзятого научного анализа и выявление объективно существующих закономерностей. Основные методологические подходы в диссертации заданы системным подходом, в парадигме которого трактуется культурное наследие как система, включающая в себя отдельные взаимосвязанные компоненты - материальное, движимое и недвижимое, нематериальное и природное наследие. С системным подходом тесно связан компонентный анализ, предполагающий характеристику целостной сущности явления посредством составляющих его структурных компонентов. В диссертации в роли последних выступают вышеперечисленные компоненты культурного наследия.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПРИКАМЬЯ
-
Современная этнокультурная характеристика Среднего Прикамья (татары, марийцы, русские, удмурты)
Русские
Народы русской национальности традиционно расселялись преимущественно в Чердынском, Оханском, Осинском, Кунгурском, Пермском, Соликамском районах региона.
Организация жилищ народа. В Сарапульском районе Среднего Прикамья историки выделяют несколько типов жилищ русских: двухкамерное жилища (изба, сени), трехкамерный дом (изба, сени, клеть или вторая изба), пятистенок, крестовик. Большие четырехстенные избы с сенями служили жильем для беднейшей части населения.
Внутреннее убранство традиционного жилища русских признано историками-этнографами одной из наиболее важных этнических особенностей. В Сарапульском районе Среднего Прикамья преобладал, как правило, стандартный вариант планировки жилья с четырьмя отдельными секторами: печной угол справа или слева от входа, и печь устьем-челом, шестком – обращена к стене, пртивоположной входу, передний – красный, чистый угол по диагонали от печи, кухонный угол – куть, середа – перед устьем печи, и задняя часть избы, подпорожье – у входной двери.
Вдоль стен, соединяющихся в переднем углу, стояли плотно приставленные к ним широкие лавки. Над окнами параллельно лавкам устанавливались полки – полицы. Непременная принадлежность переднего угла – обеденный стол и полка с иконами – божница, иконница. Над входной дверью от печи до боковой стены устанавливались палати. К печи со стороны входной двери пристраивали шкаф – голбец с дверцами. Он прикрывал лестницу для спуска в подполье – подклет.
Одежда. В качестве верхней одежды русские крестьяне носили в холожные месяцы и в теплые месяцы летом , как правило, кафтаны из тканого домашнего сукна – понитки. В дальнюю дорогу крестьяне надевали утепленные шубы, тулупы. Объемная верхняя одежда подпоясывались, как правило, широкими поясами – кушаками или тонкими кусками ткани- опоясками.
Мужчины, как правило, носили простую клетчатую рубаху, а также особые полосатые штаны – порты.
Русские женщины-крестьянки носили специальные костюмы, состоявший из рубашки и сарафана. Снаружи на сарафан надевали, как правило, короткую душегрейку и передник с нагрудником.
Мужчины носили зимой теплые, валяные из овечьей шерсти шапки и особые теплые картузы с козырьком. В холодные зимние месяцы русские ходили в шапках из овечьей шерсти. Молодые девушки каждый день носили особые налобные повязки в виде тонких лент, а по большим праздникам– они носили венки из живых цветов. Девушки, по русскому обычаю покрывали волосы не только платками, но и нарядными кокошниками, расшитыми, как правило, жемчугом и камнями. Праздничные головные уборы обычно украшались золотым шитьем, жемчугом, золотыми нитями, пуговицами.
Обувь. Традиционной обувью для мужчин и женщин служили обычно плетеные лыковые лапти с круглым носком. Часто к ним пришивались кожаные коты с пришивными подошвами, без длинных голенищ. В холодные месяцы крестьяне в качестве обуви носили теплые валенки из шерсти овцы. В праздничные дни русские крестьяне носили нарядные покупные туфли, ботинки и сапожки.
Питание. В питании русского народа основное место занимали мучные, крупяные и мясные блюда. Хлеб являлся самым необходимым продуктом. Его выпекали из ржаной, овсяной и ячменной муки. Из сдобного теста пекли шаньги с картофельной, творожной, ягодной, ячменной, пшенной начинками. Шаньги смазывали сверху сметаной, толченным конопляным семенем, маком. Пекли также оладьи и пироги. Пироги начиняли рыбой, овощами, травами. Из теста выпекали различные пряники и печенье, которые издавна считались праздничным угощением. Исконно уральским блюдом считаются пельмени. Название, по мнению ученых, произошло от слова языка коми пельнянь, которое на русский язык переводится как хлебное ухо. Начиняли пельмени мясом, рыбой, капустой, грибами, творогом.
Из круп готовили различные каши – пшеничные, овсяные, гороховые, ячменные, гречневые. Ели их с молоком, маслом, квасом, сладким суслом. Из ячменной крупы варили щи, которые чаще называли шти. Разнообразные были кисели – из картофельного крахмала, а также овсяной, ржаной, ячменной и гороховой муки.
Русские употребляли огородные овощи: капусту, лук, морковь, свеклу, редьку, брюкву; особенно любили репу. Картофель стали выращивать с конца XVIII века. Из мяса предпочтение отдавали говядине и телятине, свинину редко. В северной части, где главным занятием крестьян являлась охота, в рацион питания входило мясо диких животных и дичи – лосей, зайцев, глухарей, рябчиков, уток. С середины XIX века среди напитков стал привычным чай. Помимо покупного чая заваривали листья дикорастущих растений и травы – смородину, шиповник, зверобой, душицу, мяту. Мед употреблялся русскими в пищу как естественный продукт, заменяющий сахар. Питание русских крестьян было разнородным.
Обычаи и традиции. Основными событиями, с которыми соотносились многие обычаи и обряды, являлись православные праздники и связанные с ними периоды годового цикла.
1.Жизнь национальностей. Пермь Великая: на перекрестке времен и народов. Пермь, 2014.С.83
2.История России : учебник / ред. кол. : А. С. Орлов, В. А. Георгиева, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина ; Моск. гос. ун –т им. М. В. Ломоносова ; исторический факультет ; 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2006. – 528 с.
3.История России с начала XVIII до конца XIX века / ответст. ред. А. Н. Сахаров ; ред. кол. : В. П. Дмитренко, И. Д. Ковальченко, А. П. Новосильцев ; Ин – т рос. истории РАН. – М. : АСТ, 1985, - 544 с.
4.История русского искусства : учебник / отв. ред. В. И. Плотников ; ред. кол. : И. А. Бартенев, Р. И. Власова ; Ин – т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Ордена Ленина Академии художеств СССР. – 2-е изд., расш. и доп. – М. : Изобразительное искусство, 1980. – 400 с.
5.История русской культуры IX – XX века : пособ. для вузов / В. С. Шульгина [и др.]. – 3-е изд. Испр. и доп. – М. : Дрофа, 2002. – 480 с. – (Высшее образование).
6. Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI – начале XVII века. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2015. С.76.
7..Плаксин М. Пермская область // Мониторинг дискриминации и национал-экстремизма / ред.-сост. Ю. Башилова, Н. Таубина. М., 2015. С. 99.
8..Черных А.В. Народы Пермского края. История и этнография. – Пермь: Издательство «Пушка», 2017. С.56.
9..Юрпалов А.Ю. Этнографические исследования Малмыжского музея местного края в 1920-е гг. // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. Вып. 1. С. 72.
10. Атлас Удмуртской Республики. М.: Изд-во «Феория», 2018.
11. Каулен М.Е. Музеефикация историко0культурного наследия народов России. Любое издание.
12.Васильев 1927 – Васильев В.м. Материалы для изучения верований и обрядов мари. Краснококшайск, 1927.
13.Иванов 1915 – Иванов.П. Верования и обычаи черемис Бирского уезда // 3Вестник Оренбургского Учебного округа. 1915. №4. С.172-182.
14.Калиев 1993 – Калиев Ю. Семык. Йошкар-Ола, 1993.
15.«Календарные праздники и обряды марийцев//Этнографическое наследие. Вып.1: Сб. материалов» Составитель О.А.Калинина
16.Кузнецов 1904 – Кузнецов С.К. культ умерших и загробные верования луговых черемис // Этнографическое обозрение. 1904. №1 (кн.61).С.56-109. Мендиаров 1894 – Мендиаров Г. Родовой союз, формы брака у белеебевских мари // Этнографическое обозрение. Кн.22. №3.
17.Молотова 2002 -Молотова Т.Л. НРФ МарНИИ. МЭЭ-2002. № 142. ПМА 1- Полевые материалы экспедиции автора в Сернурский район Марийской АССР в июле 1981г. (информанты М.Г.Малинина 1910 г.р.;
18.З.В.Молотова 1930 г.р.). ПМА 2 - Полевые материалы экспедиции автор в Кукморский район в августе 2009 г.(информант А. М.Милубаева 1924г.р.) Попов 1991 - Марий кумалтыш мут. Попов Н.С. ямдылен. Йошкар-Ола, 1991 Смирнов 1889 - Смирнов И.Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. Казань, 1889.
19.Тульцева 2001-Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов, обычаев и поверий рязанских крестьян. Рязанский этнографический вестник. № 30.Рязань, 2001.