ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДОВЛАСТИЯ
1.1. Понятие и сущность народовластия
1.2. Народ как субъект народовластия
ГЛАВА 2. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Понятие и формы непосредственной демократии
2.2. Понятие и формы представительной демократии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования обусловлена тем, что современный этап развития Российского государства и общества характеризуется сложными и противоречивыми процессами становления и развития демократических основ российской государственности и гражданского общества, формированием реальных гарантий народовластия, совершенствованием непосредственных и представительных форм его реализации, взаимосвязи и взаимодействия основных институтов прямой и представительной демократии.
Конституция Российской Федерации[1] (далее – Конституция РФ), закрепляя в статье первой форму российского государства и определяя политический режим как демократический, провозглашает, что многонациональный народ России является единственным источником власти. Закрепление народовластия в качестве одной из основ конституционного строя свидетельствует о значении данного принципа в определении сущности государства, о его роли в характеристике политического режима как одного из компонентов формы или организации государства.
Проблема народовластия в теоретическом поле пребывает с античных времен, не утратив своей актуальности и сегодня. Исторически переживая периоды расцвета и увядания, она беспрестанно занимала лучшие умы, обогащалась новыми взглядами, абстрактными конструкциями и идеальными образами, положенными в основу ряда философских политических учений. С конституционализацией государственности она обрела юридический окрас, переместившись из плоскости личных воззрений в сферу политико-правовой реальности[2].
Исследовательский интерес к проблемам осуществления народовластия и совершенствования политической системы, является постоянным и востребованным. Многоплановость проблемы понятия и содержания народовластия предопределила широкий диапазон современных трудов, в той или иной степени освещающих поставленные вопросы с позиций разнообразия методик и подходов, включая опыт предшествующей советской эпохи в совокупности с достижениями дореволюционной отечественной школы и общемировыми тенденциями развития гуманитарной науки.
Различные аспекты народовластия в своих работах исследовали такие авторы как С.А. Авакьян, А.С. Автономов, Н.Н. Алексеев, Ю.А. Дмитриев, А.Р. Еремин, А.В Иванченко, В.Т. Кабышев, Н.В. Колпаков, В.В. Комарова, В.В. Красинский, В.Г. Ледяев, В.О. Лучин, Л.С. Мамут, С.В. Масленникова, Н.М. Миронов, В.В. Невинский, А.В. Нестеренко, Л.А. Нудненко, О.Ю. Рыбаков, В.Н. Руденко, Н.В. Селихов, Ю.И. Скуратов, Л.А. Тихомиров, Д.Ю. Устинов, В.Е. Чиркин, Д.Ю. Шапсугов, Б.С. Эбзеев и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации народовластия в Российской Федерации.
Предметом исследования является конституционный механизм реализации народовластия в России.
Цель работы – исследовать институт народовластия в России и конституционный механизм его реализации. Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность народовластия;
2) представить характеристику народа как субъект народовластия;
3) охарактеризовать формы непосредственной и представительной демократии.
Методологическую основу работы составляют общенаучные и специальные методы исследования: системный, логический, диалектический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой.
Структура исследования определена его целью и задачами и включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДОВЛАСТИЯ
1.1. Понятие и сущность народовластия
Говоря о народовластии как явлении, многие правоведы и государствоведы увязывают его с концепцией демократии как организации власти, при которой ее органы формируются и подчиняются воле большинства. Между тем не менее важным аспектом народовластия является его увязка со способом легитимации государственной власти как таковой.
С древнейших времен государство в лице его органов власти и управления имеет мандат на издание общеобязательных велений и обеспечение их безусловного исполнения, что в первую очередь подразумевает издание правовых норм и правоприменение. Наделение органов и отдельных лиц в государстве соответствующими эксклюзивными правами должно предполагать наличие рационально-правовых оснований соответствующего мандата, согласно которым остальные члены общества признавали бы его и не восставали против действий тех, кто облечен властью.
Для того чтобы оправдать принадлежность публично-властных полномочий определенной группе людей или отдельным личностям, в разные исторические эпохи использовались разные механизмы – от провозглашения государственной власти божественной и ее эманации свыше на носителей (монархия) до концепций происхождения власти от коллективной воли членов социума (республика).
Последний механизм по мере бурного развития капиталистических отношений в XVIII-XIX столетиях приобрел популярность и получил широкое распространение во многих государствах мира, в начале ХХ в. он начал реализовываться (хотя и с определенными девиациями) и в России.
Принцип народовластия был положен в основу формирования и функционирования советской власти с самого ее основания, однако понимался в ограничительном смысле: народовластие не было всеобщим, но проистекало из власти трудящихся масс. Такой подход в СССР действовал вплоть до конституционных реформ 1977-1978 гг., когда государство было формально признано «общенародным», «выражающим волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны» (ст. 1 Конституции СССР 1977 г.). Однако, по мнению ряда авторов, реально общенародным государство становится лишь с принятием редакции Конституции СССР 1988 г., которая является кульминацией долгого процесса расширения социальной базы власти, отражая максимальную демократизацию политического режима в советском государстве.