Актуальность исследования. Средство индивидуализации является обозначением, которое призвано служить различению товаров, услуг, предприятий, организаций, разного рода объектов в сфере хозяйственного оборота. Современный хозяйственный оборот отличается невероятным разнообразием. Поэтому потребность в существовании средств индивидуализации объективно необходима. Это необходимо для того, чтобы не просто выделять что-либо из множества однородного, но также таким образом защищаться от действий недобросовестных субъектов, как и для достижения иных задач, преследуемых в рамках одной цели.
Если по состоянию на 2001 г. в России более 16 000 субъектов прибегали к различным средствам индивидуализации, к 2022 г. этот показатель существенно превысил число в 100 000. Тенденции к увеличению показателей, если оценивать рост за отмеченный период, являются положительными. А в условиях подобной интенсификации, в свою очередь, существует необходимость разрешить дискуссионные на уровне науки проблемы, обеспечить полноту и непротиворечивость нормативного правового регулирования, особенно в специфических сферах деятельности.
Несмотря на перспективность функций средств индивидуализации, внушительные статистические показатели, подтверждающие острую потребность в таком институте, тем не менее, нельзя сказать, что ряд проблем в соответствующей сфере разрешен. Дискуссионностью продолжает характеризоваться и вопрос о понятии средств индивидуализации, и об их видах, как и о функциях, которые они преследуют. При этих обстоятельствах, в свою очередь, невозможно вести речь о том, что нормативное правовое регулирование средств индивидуализации отличается полнотой и непротиворечивостью. Как следствие, не достигается стабильность правоприменения, не минимизируются допускаемые судебные ошибки.
Отдельные виды средств индивидуализации, как, например, товарный знак, доменное имя, еще более перспективны с точки зрения их использования в складывающейся практике. Поэтому вопрос актуальности их исследования является повышенным.
Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы призваны выполнять особенно ценные задачи в интересах государства, общества, отдельно взятого гражданина. Характер их деятельности, а также специфика исполнения уголовных наказаний, позволяют утверждать, что в соответствующей сфере средства индивидуализации требуют отдельного внимания. Несмотря на это, многие специальные аспекты в науке практически не затрагиваются, как и не выстраивается специальное регулирование. Приведенные и иные доводы в общей совокупности обусловливают актуальность выбранной темы исследования.
Теоретическая значимость исследования выражена в комплексном анализе права на средства индивидуализации в деятельности уголовно-исполнительной системе.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности более углубленной разработки проблематики вопроса на основе полученных результатов. Материалы работы могут использоваться для преподавания отдельных курсов и специальных курсов.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере реализации права на средства индивидуализации.
Предмет исследования – нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей и иных источников о праве на средства индивидуализации в деятельности уголовно-исполнительной системы.
Цель исследования – выявление особенностей права на средства индивидуализации в деятельности уголовно-исполнительной системы.
Для достижения поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить такие задачи, как:
дать понятие средств индивидуализации и указать на их виды;
охарактеризовать функции средств индивидуализации;
выявить особенности товарного знака в уголовно-исполнительной системе;
определить место и роль доменного имени в уголовно-исполнительной системе.
Структура исследования обусловлена его задачами и цель. Работа включает введение, две главы, состоящие из четырех отдельных параграфов, заключение, а также библиографический список.
Глава 1. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Понятие и виды средств индивидуализации
Осмысление многих категорий в гражданском праве, как правило, требует оперирования ее четким, непротиворечивым понятием. В этом же ряду по значимости стоит и вопрос о видовом аспекте, так как многие категории гражданского права нуждаются в упорядочивании посредством применения метода классификации. Актуальными данные направления являются и по отношению к средствам индивидуализации. Таким образом, видится необходимым в пределах настоящего параграфа обратиться к понятию и видам средств индивидуализации.
Вопросу средств индивидуализации в действующем гражданском законодательстве посвящены положения главы 76 ГК РФ[1]. При этом глава выстроена через раскрытие прав по отдельным видам средств индивидуализации. Законодатель не счел необходимым выделить общие положения о средствах индивидуализации, что, таким образом, привело к переводу вопроса о понятии средств индивидуализации на уровень дискуссии в доктрине. В то же время, хотя в части классификации в науке различные подходы также существуют, основное количество авторов полагает, что видами средств индивидуализации являются такие, как:
- фирменное наименование;
- товарный знак и знак обслуживания;
- указание места происхождения товара;
- коммерческое обозначение.
Субъекты, вовлеченные в предпринимательскую деятельность, различимы по множеству опознавательных знаков: логотипам, брендам, вывескам, адресам в сети Интернет и т.п. Подобный подход позволяет индивидуализировать свое имя индивидуальному предпринимателю и наименование некоммерческой организации. Как и каждого предпринимателя, конечно же, индивидуализирует его репутация.
Основываясь на отмеченных характеристиках и положениях действующего законодательства, Ю. А. Омарова указывает, что средство индивидуализации представляет собой обозначение, которое используется для различения юридических лиц, товаров, услуг, предприятий в гражданском и коммерческом обороте[2].
Н. Г. Тесля придерживается позиции, что первоначально в определении нуждается индивидуализация, причем, это должно происходить в пределах и широкого, и узкого подходов[3]. Так, во-первых, индивидуализация – это обособление объекта индивидуализации от иных схожих с ним объектов посредством выявления у него или придания ему индивидуальных признаков. Если основываться на таком понятии, то в рамках широкого подхода средство индивидуализации – это обозначение, используемое субъектом предпринимательства для обособления производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг от иных объектов, схожим с ними.
Отдельная группа авторов полагает, что средства индивидуализации, если говорить о них строго в гражданско-правовом смысле, представляют собой обозначения, индивидуализирующие субъект гражданских правоотношений, его деятельность, товары, работы, услуги. В рамках такой же позиции, часть ученых исходит из того, что подобными средствами могут быть лишь объекты исключительных прав, а другая добавляет еще и обозначения. Третья группа ученых утверждает, что в этом ряду следует выделять еще и не предусмотренные законодательством обозначения, активно применяемые в целях индивидуализации в коммерческой деятельности[4]. Все эти позиции объединяет один недостаток, заключающийся в том, что средствами индивидуализации, в соответствии с кодифицированным гражданским законодательством, могут быть лишь те обозначения, которые ГК РФ выделяет в ряду интеллектуальной собственности, объектов интеллектуальных прав.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон (принят 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; с изм. и доп. на 24 июля 2023 г. № 351-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2023).
О рекламе: федеральный закон (принят 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ; с изм. и доп. на 24 июля 2023 г. № 359-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2023).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): федеральный закон (принят 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ; с изм. и доп. на 13 июля 2023 г. № 235-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2023).
Научные, учебные, справочные издания
Учебники
Афанасьева Е. Г., Долгих М. Г., Афанасьева Е. А. Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности: правовые вопросы: учебное пособие / отв. ред. Е. В. Алферова. – М.: РАН ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Отдел правоведения, 2016. – 152 с.
Михайленко Е. М. Гражданское право. Общая часть. Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2017. – 192 c.
Толстой В. С. Гражданское информационное право. – М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009. – 296 с.
Материалы периодической печати
Жигулина Д. М., Кротов М. С. Доменное имя как средство индивидуализации // Вопросы российской юстиции. – 2022. – С. 267-275.
Кулис Л. А. Правовые основания применения средств индивидуализации // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. – 2021. – № 2. – С. 103-106.
Омарова Ю. А. Средства индивидуализации граждан // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 6. – С. 75-81.
Тесля Н. Г. Виды средств индивидуализации, товарных знаков, работ и услуг индивидуальных предпринимателей // Форум молодых ученых. – 2019. – № 7. – С. 317-321.
Тесля Н. Г. Понятие и признаки средств индивидуализации, товарных знаков, работ и услуг индивидуальных предпринимателей // Форум молодых ученых. – 2019. – № 7. – С. 311-316.
Тюлькин А. А. Функции средств индивидуализации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2014. – С. 150-159.
Фомина А. А., Макаревич М. Л. Роль средств индивидуализации и их защита в российском интернет-пространстве // Universum: экономика и юриспруденция. – 2023. – № 5. – С. 21-25.
Материалы юридической практики
О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановлении Пленума Верховного Суда РФ (принято 23 апреля 2019 г. № 10) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2023).
Решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 декабря 2017 г. по делу № 2-2763/2017 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2023).
Электронные ресурсы
Будет ли зарегистрирован знак «Сделано в тюрьме»? [Электронный ресурс] // https://trademark-support.ru/news/budet-li-zaregistrirovan-znak-sdelano-v-tyurme-/ (дата обращения: 30.11.2023).