Введение
Глава 1. Характеристика Правительства Российской Федерации
1.1. Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти
1.2. Структура Правительства Российской Федерации
Глава 2. Компетенции Правительства Российской Федерации
2.1. Полномочия и функции Правительства Российской Федерации
2.2. Порядок формирования и прекращения деятельности Правительства Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Научный анализ проблематики конституционных основ организации и регулирования федеральной исполнительной власти в России на современном этапе ее политико-правового реформирования представляет собой важнейшую задачу ученых-юристов. Это обусловлено и тем, что в общей системе государственной власти Российской Федерации исполнительная власть играет высокую роль в жизни общества. Несмотря на ту большую роль, которую играет исполнительная власть и ее положение в государстве и обществе, в отечественной науке конституционного права недостаточно глубоко и полно раскрыты как теоретические, так и методологические вопросы организации и функционирования федеральной исполнительной власти, совершенствования механизма ее реализации, а также проблемы ее ответственности. Как отмечают исследователи, за последние двести лет для разъяснения понятия исполнительной власти в научном отношении сделано очень мало.
На сегодняшний день состав и структура Правительства еще не полностью сформирована и продолжает совершенствоваться и обновляться. Правительство РФ является главным звеном в системе исполнительной власти.
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.
Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия.
Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.
Актуальность исследования этой темы обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере конституционно-правового статуса Правительства РФ.
Предмет исследования - конституционно-правовой статус Правительства РФ.
Цель представленной работы - наиболее полно и всесторонне раскрыть конституционно-правовой статус Правительства РФ.
Эта цель достигается посредством решения следующих задач:
- охарактеризовать порядок формирования, срок полномочий и отставку Правительства РФ;
- изучить компетенцию Правительства РФ;
- проанализировать порядок деятельности и акты Правительства РФ;
- исследовать взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти России.
Методологическую основу работы составляют: анализ научной литературы, изучение отечественного законодательства и практики, методы исторический, логический, анализ, синтез, а так же метод сравнительно правового исследования.
Неоценимую помощь в исследовании оказали труды известных российских ученых, среди которых следует назвать имена И.Л. Бачило Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации: проблемы развития. - М., 2008. - С. 27., Ю.А. Тихомиров, Ю.М. Козлов Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вестник Московского университета. - 2009. - №4. - С. 18-21. и другие.
Структура работы состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.
1. Характеристика Правительства Российской Федерации
1.1. Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти
Высший исполнительный орган государственной власти РФ, осуществляющий в соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в РФ. Является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Работу П. РФ организует Председатель Правительства РФ. На заседаниях П. РФ вправе председательствовать Президент РФ. Председатель Правительства РФ назначается на должность Президентом РФ с согласия ГД и освобождается от должности Президентом РФ. Его освобождение от должности влечет за собой отставку П. РФ. Члены П. РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя П. РФ.
П. РФ в пределах своих полномочий: организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ; организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. П. РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит законодательству РФ. Оно может осуществлять полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений. В соответствии с ст. 104 Конституции РФ П. РФ дает заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. В соответствии с регламентами палат ФС РФ члены П. РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат, их комитетов и комиссий. Кроме того, взаимодействие П. РФ с палатами ФС РФ обеспечивается его полномочными представителями в соответствующих палатах, а также участием членов П. РФ в заседаниях СФ и ГД в рамках «правительственного часа». Одной из форм парламентского контроля за деятельностью П. РФ является парламентский запрос, который каждая из палат ФС РФ вправе направлять Председателю или членам П. РФ по вопросам, входящим в их компетенцию. Согласно ст. 18 Регламента СФ к полномочиям Председателя СФ относится назначение из числа членов СФ полномочного представителя СФ в П. РФ. П. РФ издает нормативные и ненормативные постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ. П. РФ несет ответственность перед Президентом РФ, который может принять решение об отставке П. РФ, и перед ГД, которая может выразить недоверие П. РФ [12].
Состав П. РФ определен ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 дек. 1997 «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии с которой в состав П. РФ входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры. Указом Президента от 12 мая 2008 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» определено, что Председатель Правительства РФ имеет 7 заместителей, в т. ч. 2 первых заместителей, заместителя Председателя Правительства РФ — Руководителя Аппарата Правительства РФ, а также заместителя Председателя Правительства РФ — Министра финансов РФ. В соответствии с ст. 25 указанного закона заместители Председателя Правительства РФ: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях П. РФ, в выработке и реализации политики П. РФ, в подготовке постановлений и распоряжений П. РФ, обеспечивают их исполнение; координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в П. РФ; осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями П. РФ. Ст. 26 определены полномочия федеральных министров, в соответствии с которой федеральные министры: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях П. РФ; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений П. РФ, обеспечивают их исполнение; принимают участие в выработке и реализации политики П. РФ; обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти; координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств; назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов. П. РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны П. РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами к полномочиям Президента РФ, и Президенту РФ.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
3. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 08.08.2023) "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
4. Борисенко, Виктор Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности военных судов в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Виктор Борисенко. - М.: Юридический центр, 2019. - 532 c.
5. Личковаха, Анна Викторовна Конституционно-Правовой Статус Иностранных Граждан На Территории Российской Федерации / Личковаха Анна Викторовна. - Москва: Мир, 2018. - 637 c.
6. Мазуров, В. Ю. Конституционно-правовой статус глав администраций субъектов Российской Федерации / В.Ю. Мазуров. - Москва: Огни, 2021. - 156 c.
7. Нудненко, Л. А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации: моногр. / Л.А. Нудненко. - М.: Юридический центр, 2022. - 624 c.
8. Федотова, Ольга Владимировна Конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / Федотова Ольга Владимировна. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 651 c.
9. Шеян А.Н. Институт правительственной ответственности в России: Дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2017. С. 20
10. Черкасов К.В. Аппарат Правительства Российской Федерации: некоторые аспекты правового регулирования его состава и структуры // Административное и муниципальное право. 2019. №1. С. 27 – 30
11. Югов А.А. Государственное устройство России. – Казань. ООО «Бук». – 2020. – 314 с.
12. "КонсультантПлюс" - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты //https://www.consultant.ru/.
13. Kourula Arno, Moon Jeremy New Roles of Government in the Governance of Business Conduct: Implications for Management and Organizational Research // SAGE Journals. – Vol. 40. – № 8. 2019. – P. 1101-1123.
14. Wasim Al-Habil Governance and government in public administration // Journal of Public Administration and Policy Research. – Vol. 3(5). 2011. – pp. 123-128.