Введение
- Проблема профессионального самоопределения в работах отечественной и зарубежной литературе
- Условия и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности
- Значение профессионального самоопределения для достижения успеха и удовлетворения в карьере
Заключение
Список использованных источников
Тема профессионального самоопределения является актуальной в современном обществе. Постоянное уточнение своего места в мире профессий, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии и места работы. Чтобы этого не случилось, необходимо еще в ранней юности сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения. Концептуальным понятием нашего обследования является профессиональное самоопределение, которое Э.Ф. Зеер трактует как «самостоятельное и осознанное согласование профессиональнопсихологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации».
Цель данной работы – рассмотреть методологические основы проблемы профессионального самоопределения личности.
В связи с целью выдвигаются следующие задачи:
- Рассмотреть проблему профессионального самоопределения в работах отечественной и зарубежной литературе.
- Изучить условия и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности.
- Проанализировать значение профессионального самоопределения для достижения успеха и удовлетворения в карьере.
Изучением проблемы профессионального самоопределения в отечественной психологии занимались C.J1. Рубинштейн, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, Л.И. Божович, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов и др.; в зарубежной - Дж. Холланд, А. Маслоу, Дж. Сьюпер и др.
Объект исследования – профессиональное самоопределение
Предмет исследования – методологические основы проблемы профессионального самоопределеения.
-
Проблема профессионального самоопределения в работах отечественной и зарубежной литературе
В психологической литературе по проблеме профессионального самоопределения существует множество точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.
Профессиональное самоопределение, по мнению отечественного исследователя Н.С. Пряжникова [9, с.123] понимается и как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. Он считает, что профессиональное самоопределение - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
В работах П.Г.Щедровицкого прослеживается связь с трудами Н.С. Пряжникова, он отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. Он считает, что неправильно понимать самоопределение как «определение относительно себя. При этом смысл самоопределения П.Г. Щедровицкий видит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность. Та же мысль прослеживается в работах Е.А. Климова[3, с.23], который понимает самоопределение не просто как «самоограничение», не как добровольное впадание в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».