ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
3. Формы, методы и направления психолого-педагогической работы по нравственному воспитанию младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Вопросы нравственного воспитания и развития, совершенствования человека интересовали общество всегда и во все времена. Но особо остро они встают сейчас, когда все чаще в обществе можно встретить насилие и жестокость, именно поэтому проблема нравственного воспитания является все более актуальной.
Ошибки и недостатки нравственного воспитания определены обострившимися жизненными противоречиями. Большая часть школьников подвержена скептицизму, инфантилизму, не желает активно участвовать в общественных делах, имеет откровенное иждивенческое настроение. Кто же, как не учитель, который имеет возможность повлиять на воспитание ребенка, должен определить этой проблеме ключевое место в своей деятельности.
Исходя из этого, именно школа, а главное учитель, решая задачи воспитания, должны помочь каждому учащемуся определить основные ценностные ориентации своей жизнедеятельности. Эту проблему поможет решить нравственное воспитание, которое должно быть органически вплетено в учебно-воспитательный процесс и должно составлять его неотъемлемую часть.
Нравственное воспитание младших школьников является одной изсложнейших задач воспитания в условиях современного образования. Онодолжно осуществляться целенаправленно, в системе, начиная с первых летжизни ребенка.
В педагогике выделены разнообразные методы, формы и направления психолого-педагогической работы по нравственному воспитанию младших школьников.
Проблема нравственного воспитания нашла отражение в работах Я.А. Коменского, И. Гербарта, К. Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, М.Г. Яновской, Ю.К. Бабанского, И.Ф.Харламова, И.С.Марьенко и др., в которых выявляется сущность проблемы нравственного воспитания, раскрываются, формы, методы и направления психолого-педагогической работы по нравственному воспитанию.
Цель исследования: изучить психолого-педагогическую работу по нравственному воспитанию с детьми младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание психолого-педагогической работы по нравственному воспитанию с детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить содержание психолого-педагогической работы по нравственному воспитанию с детьми младшего школьного возраста.
В связи с определением цели данной работы были сформированы следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
2.Раскрыть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
3.Раскрыть формы, методы и направления психолого-педагогической работы по нравственному воспитанию младших школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении и
систематизации подходов по проблеме нравственного воспитания младших
школьников.
Практическая значимость: материалы работы могут использоваться в практике работы дошкольной образовательной6 организации, а так же для студентов дневной и заочной формы обучения, высших и средних учебных заведений.
Структура работы состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Проблема нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Это связано, в первую очередь, с глубокими изменениями, которые постепенно привели к осознанию научно-педагогическим сообществом необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве.
Известные ученые Я.А. Коменский, И. Гербарт, К. Д. Ушинский и другие придавали большое значение вопросу нравственного воспитания в формировании и дальнейшем развитии личности растущего человека [1].
По мнению М.Г. Яновской, нравственное воспитание - это двунаправленный процесс, основанный на взаимодействии педагога и образованного человека, причем во взаимодействии ученик является не только объектом, но и субъектом воспитания [2, 56 с.].
Под нравственным воспитанием исследователь И.П. Подласий понимает целенаправленное и систематическое воздействие на совесть, чувства и поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств личности, отвечающих требованиям общественной морали.
Известный ученый И.Ф. Харламов отмечает, что нравственное воспитание осуществляется через формирование нравственных отношений между студентами в процессе учебной и внеучебной работы, в ходе которой развиваются соответствующие личностные и этические качества [3, 45 с.].
И.Ф. Харламов считает, что нравственное воспитание должно быть направлено на полноценное формирование и развитие личности каждого ученика. В процессе обучения осуществляется не только формирование нравственного отношения ученика к себе, но и к своей Родине, к окружающим его людям, работе и своим обязанностям [4, 14 с.].
Комиссарова, О.Ю., Хананеева, Е.М. Духовно-нравственное воспитание как основа развития личности младшего школьника [Текст] // В сборнике: Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС, 2016. - 14-18 с.
Тутаринова, Е.А. Воспитание нравственных ценностей младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО [Текст] // В сборнике: Интеграция науки и практики в современных условиях, 2017. – С. 88-91.
Лобанов, П. А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования [Текст] //Проблемы современной науки и образования, 2014.- № 7 (25). - 120-121 с.
Методы оценки воспитательных результатов учащихся в общеобразовательных организациях [Текст]: методические рекомендации/ составители О. С. Кононенко, А. В. Копылова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. - 123 с.
Карпенко, А.В., Походня, А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] // В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития, 2016. -. 197-200 с.
Николаева, Л. В., Слепцова, Г. Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде [Текст] // Проблемы педагогики, 2014. - № 1 (1). - 4-6 с.
Мусс, Г. Н. Развитие нравственных качеств младшего школьника во внеурочной деятельности: технологические и методические аспекты [Текст] / Г. Н. Мусс, Е. М. Ольховецкая. // Школьные технологии, 2017. - № 3. - 35-40 с.
Петрунина, М.А. Формирование социальной активности обучающихся [Текст]: уч. пособие. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 56 с.
Русакова, Т. Г. Духовно-нравственная культура учителя и учащихся в образовательном пространстве начальной школы: точки роста [Текст] / Т. Г. Русакова. // Начальная школа, 2019. - № 11. - 3-8 с.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. [Текст] // Завуч начальной школы, 2016. - № 7. - 49-62 с.
Хлебникова, С. Словарь нравственных понятий [Текст] / С. Хлебникова.// Начальная школа, 2016. - № 1. - 28-30 с.
Хушбахтов, А.Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] // Молодой ученый, 2015. - №23. – 102 с.
Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребёнка [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород, 2015.
Демина, Г. Поговорим о дружбе [Текст] / Г. Демина, А. Красникова.// Здоровье детей, 2016. - № 1. - 58-61 с.
Духовно-нравственное воспитание и социализация обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования: сборник программ внеурочной деятельности [Текст] / составители С. В. Арещенко, Н. А. Аптина и др. под общей редакцией И. Г. Вертилецкой. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2016. - 191 с.
Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания [Текст]: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2016. - 318 c.
Шмитова, Л. Классный час «Будьте взаимно вежливы» [Текст] / Л. Шмитова. // Начальная школа, 2018. - № 7-8. - 20-21 с.
Шмитова, Л. Классный час «Заботливое отношение к людям» [Текст] / Л. Шмитова. // Начальная школа, 2018. - № 7-8. - 22 с.
Шмитова, Л. Классный час «Об отзывчивости человека» [Текст] / Л. Шмитова. // Начальная школа, 2018. - № 7-8. 23-24 с.
Шмитова, Л. Классный час «Сопереживание друзьям в радости и горе» [Текст] / Л. Шмитова. // Начальная школа, 2018. - № 7-8. - 24-25 с.
Макурина, М. Только так из человечка выйдет ЧЕЛОВЕК: классный час [Текст] / М. Макурина. // Начальная школа, 2016. - № 11-12. - 22-24 с.
Родионова ,Т. А. «Доброта, что солнце» [Текст]: классный час / Т. А. Родионова. // Мастер-класс, 2015. - № 1. - 45-48 с.