Введение
Роль семьи в реабилитации ребенка с ДЦП
Психологические, социальные и соматические проблемы семей, воспитывающих детей с ДЦП
Влияние нарушений развития у детей на родителей
Организация психолого-педагогической процедуры консультирования семей, воспитывающих ребенка с ДЦП
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из важнейших проблем в нашей стране. Инвалидность у детей, связанная с нарушениями опорно-двигательного аппарата, составляет значительную долю в общей структуре инвалидности. Первостепенное место среди таких нарушений занимает детский церебральный паралич (ДЦП). При этом заболевании наблюдаются поражения опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, часто приводящие к тяжелой инвалидности. В этом отношении ДЦП относится к группе "психических расстройств", которые выводят пациента за стандартные рамки привычного существования для большинства здоровых людей. Поэтому физическая адаптация таких детей имеет огромное значение.
Дети с нарушениями нервной системы испытывают особые трудности при адаптации к сложной социально-политической обстановке, сложившейся в России в последние годы. Поэтому задачей многих организаций является создание системы мер, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями.
Ведущую роль в лечении и реабилитации детей-инвалидов младшего школьного возраста играет адаптированная физическая культура, которая направлена на формирование двигательных навыков ребенка.
В начальной школе занятия адаптированной физической культурой вызывают особые трудности, поскольку ребенок не в полной мере осознает серьезность своего заболевания.
В этом случае большую помощь может оказать семья. Семейное воспитание - это целенаправленное и сознательное воспитательное воздействие родителей с целью формирования определенных качеств и навыков. Особое значение семейное воспитание имеет в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Известно, что многие дети с различными формами ДЦП воспитываются в интернатах, где им оказывается квалифицированная медицинская и психологическая помощь. Тем не менее даже самые лучшие учреждения не могут заменить ребенку родной дом.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Роль семьи в реабилитации ребенка с ДЦП
Семья - самые близкие ребенку и самые заинтересованные в его восстановлении люди. Роль родителей и родственников больного ребенка в осуществлении лечения и реабилитации огромна и ничем не заменима. Дети - очень «благодарные» пациенты, их маленькие, но очень пластичные организмы словно ждут любой помощи и заботы и лучше или хуже, но всегда на них откликаются.
Однако, чтобы добиться желаемых результатов, необходим целостный подход - правильное сочетание специального лечения, воспитания и обучения. Основным методом лечения является лечебная гимнастика, в основе которой лежит обучение движениям, целенаправленным действиям и жизненно необходимым навыкам.
Существуют специальные комплексы ЛФК и массажа для больных с различными формами заболевания. При занятиях лечебной гимнастикой обязателен целый ряд условий, которым родители или члены семьи обучаются в процессе их подготовки к самостоятельному проведению лечебных процедур. Специалисты учреждений восстановительной и реабилитационной медицины амбулаторно-семейно-домашнего направления помогают превратить дома и семьи с больным ребенком в «микроцентры реабилитации» с соответствующим техническим оснащением и методическим обеспечением.
В процессе многочисленных исследований учеными была выведена формула инвалидизации как процесса: таблеточная медицина + ежегодные подлечивания по 1-1,5 месяца + 11 месяцев «мертвого сезона». К 10-летнему возрасту эта формула делает детей инвалидами с необратимыми медико-биологическими последствиями. Многие взрослые инвалиды - это недолеченные дети.
Исследования показывают, что главным инвалидизирующим фактором для детского и взрослого населения является «таблеточная медицина», технология лекарственного лечения любых заболеваний и травм. Она пронизала все составляющие здравоохранения: подготовку врачей в вузах; лечебный процесс во всех клиниках и больницах; материальное обеспечение учреждений здравоохранения; приказы и распоряжения Минздравсоцразвития России; научные конференции, медицинские издания и многое другое. В результате часто наблюдается полипрагмазия, применение лекарственных средств без показаний, без инструментально-диагностических обоснований, с излишней длительностью, что наносит только вред.
Еще одним инвалидизирующим фактором считается недолеченность основных массовых заболеваний и травм. Дело в том, что после любого перенесенного острого заболевания/травмы или обострения хронической болезни организм больного постепенно переходит на другой - восстановительный - этап. Этот этап наступает объективно в силу внутренних биологических причин, и его нельзя не замечать и игнорировать.
Третий фактор - это ежегодный «мертвый сезон» длительностью 11 месяцев в году в течение 10-15 лет жизни (а значит, роста и развития) ребенка. Если от одного курса стационарного лечения до другого нет никакого лечения и восстановления, то будет идти только потеря функциональных резервов больного - опять же в силу действия внутренних биологических законов, и будет усиливаться инвалидизация. Чтобы этого не происходило, должна быть неформальная заинтересованность в больном, в его биологической и социальной перспективе. Методика и технологии семейной реабилитации позволяют не допускать действий перечисленных факторов инвалидизации - убирая «мертвые» сезоны, используя немедикаментозные функциональные средства в лечении (долечивании) и восстановлении.
Роль семьи в реабилитации ребенка с ДЦП
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом/ Е.Ф. Архипов - М.: Просвещение, 2019. - 95 с.
Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей / А.И. Дьячкова - М.: Просвещение, 2020. - 235 с.
Евсеев С.П. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов / С.П. Евсеев. - М.: Новый мир, 2019. - 320 с.
Организация работы с родителями детей с ДЦП [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx
Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с детским церебральным параличом [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/
Роль семьи в реабилитации ребенка с ДЦП [Электронный ресурс]/Режим доступа: https: //novosibirsk.ortonica.ru/all-news