Курсовая работа|География

Работа с картой на уроках географии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 40

Введение

Глава 1 Понятие и классификация географических карт  по содержанию

Глава 2. Виды работы с географической картой на уроках географии

Глава 3. Методы и приемы работы с географической картой на уроках географии  

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

С древних времён и по настоящее время накопилось огромное количество видов географических карт. Для удобства хранения и использования их делят на группы: по масштабу, по охвату территории, по числу цветов, слоёв и красок, по содержанию, по характеру использования и назначению. С внедрением компьютерной техники разнообразие карт сильно увеличилось, поэтому классификация карт постоянно дополняется.

Актуальность исследования. В настоящее время проблема поиска наиболее эффективных методов обучения географии актуальна, так как меняющиеся реалии современного образования и методик преподавания делают образовательный процесс индивидуализированным, направленным на раскрытие и развитие творческого потенциала личности, на самостоятельную заинтересованность детей в изучении школьных предметов. Современные педагоги пользуются возможностью взаимной интеграции культур для того, чтобы перенять зарубежный опыт и, соединив его с отечественными дидактическими системами и собственными идеями, выработать наиболее эффективные методы воздействия на эмоционально-волевую сферу обучающихся.

В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Карта — начала географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. Ни учебная география, ни научная не мыслятся без географической карты. Поэтому карта должна быть на каждом уроке, во всех структурных звеньях процесса обучения. В процессе изучения карты и работы с ней решаются три основные задачи: научиться понимать карту, читать карту и знать карту.

Достижение данных задач формирует картографическую грамотность учащихся, которая является фундаментом формирования картографической компетенции учащихся.

Именно при изучении начального курса географии у учащихся формируются картографические компетенции. Учащихся не только знакомятся с географической номенклатурой, но и обучаются правилам работы с картой (как стоять у карты, как показывать объекты). В последующих классах данные умения закрепляю и совершенствую через практические и творческие задания по изучаемым темам.

Сейчас пересмотру подвергаются практически все принципы обучения, начиная от структуры урока и заканчивая методами контроля и проверки знаний. Наиболее эффективно обучение реализуется в ходе практической деятельности. Практика как учебный прием содержит в себе достаточно мощный потенциал, поскольку на практической деятельности построены наиболее полно используемые навыки, которые человек получает в процессе развития.

Объектом настоящего исследования является работа с картой на уроках географии.

Предметом исследования являются методы изучения карты в работе со школьниками.

Целью исследования является выявление потенциала школьных географических карт как средства практической и исследовательской деятельности школьников при обучении географии.

Задачи исследования:

1) изучить теоретический материал по теме исследования;

2) провести анализ видов работы с географической картой на уроках географии;

3) изучить методы и разработать приемы работы с географической картой на уроках географии.

Гипотеза исследования – процесс овладения знаниями, умениями и навыками на уроках географии будет более эффективным, познавательный интерес у учащихся повысится, если применять в обучении различные методы работы с картой.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методологических основ использования картографического метода в системе современного обучения географии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: результаты исследования могут быть использованы в образовательной практике; в разработке современных уроков с применением картографического метода; в практической и исследовательской деятельности на уроках по географии; на основе данной работы может проводиться школьная олимпиада по географии.

Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1 Понятие и классификация географических карт  по содержанию

Географическая карта — наглядное изображение земной поверхности на плоскости. Карта показывает размещение и состояние различных природных и общественных явлений. Карты могут различаться (классифицироваться) по ряду признаков (4 основных): - по охвату территории; - масштабу; - тематике (т. е. предмету содержания); - назначению; кроме того по математической основе, эпохе, языку и т. п.

По охвату территории в качестве наиболее крупного подразделения выделяют карты Солнечной системы и звездного неба, затем — карты планет, в том числе Земли. Далее идут карты крупнейших планетарных структур — для Земли это карты материков и океанов, а после этого возможны разные разветвления классификации. Внутри материков можно группировать карты: - по административно-территориальному делению; - по физико-географическим районам; - по экономическим регионам; - по естественно-историческим областям. Карты океанов подразделяют далее на карты морей, заливов, проливов, гаваней[15, 8].

По масштабу карты подразделяют на: – крупномасштабные, имеющие масштаб 1:200 000 и крупнее – топографические: - топографические планы – 1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000; - топографические карты крупного масштаба – 1:10 000; - среднего масштаба – 1:25 000 и 1:50 000; - мелкого масштаба – 1:100 000 и 1:200 000; – среднемасштабные – обзорно-топографические – с масштабом мельче 1: 200 000 до 1:1 000 000 включительно; – мелкомасштабные, у которых масштаб мельче 1:1 000 000 – обзорные.

По тематике карты подразделяют на: - общегеографические; - тематические; Общегеографические карты подразделяют на: - топографические; - обзорно-топографические; - обзорные.

На карте отображаются объекты и явления природы и общества. Некоторые из них можно наблюдать на местности, другие (магнитные склонения, климатические явления, эпицентры и силу землетрясений) получают в результате наблюдения с помощью специальных приборов. Определенные явления связаны с изучением жизни и деятельности людей и исторических событий.

Карты могут показывать изменение явлений во времени (разливы рек и озер), перемещение явлений (маршруты путешествий, пассажиро- и грузопотоки, морские течения), реальные и прогнозные, давать оценку явлениям (оценочные карты) и т.д.. В зависимости от того, что изображено при помощи условных знаков, карты делят на тематические, общегеографические и специальные[2, 46].

На общегеографических (обзорных и топографических) картах главным образом изображают рельеф, водоёмы, дороги, крупные города и посёлки. Могут там присутствовать обозначения границ, типа растительности, хозяйственные объекты (на топографических картах), полезные ископаемые. Все объекты на них равнозначны, находятся как бы в одной плоскости.

Содержание общегеографических карт зависит от масштаба и назначения. Чем крупнее масштаб, тем больше объектов показано на карте. На полётных общегеографических картах дополнительно изображают изогоны и магнитные склонения. Среди общегеографических карт выделяют гипсометрические, на которых особое внимание уделено одному элементу – рельефу.

Тематические карты более подробно передают природные или экономические явления и их качественные и количественные характеристики. На них выделяется общегеографическая часть содержания, которая является географической основой, служащей для ориентирования по карте и привязки содержание (например, характеристика почв или геологического строения территории). Одно или несколько элементов показаны с большей глубиной и подробностью[14, 65].

В названии таких карт указана тема, например: карта промышленности, климатическая карта и т. д. Общегеографические карты называют только изображаемую территорию: карта мира, карта Евразии. Тематические карты классифицируют по-разному. По содержанию среди тематических карт выделяют 3 класса: физико-географические карты (карты природы), социально-экономические и карты природно-общественной сферы. Каждый из этих классов подразделяют на разделы, которые в свою очередь делятся на роды и виды.

 К физико-географическим относятся карты, характеризующие литосферу, гидросферу, атмосферу, педосферу и биосферу. Среди них выделяются следующие крупные блоки (по А.М.Берлянту):

  • карты геологические (литолого-стратиграфические, тектонические и неотектонические, четвертичных отложений, гидрологические, полезных ископаемых, сейсмичности и вулканизма, охраны геологической среды, структурногеологического районирования),
  • карты геофизические (гравиметрические, земного магнетизма, сейсмометрические, электрических полей, теплового потока, физических параметров),
  1. Алешкина О. В., Бочарникова Э. А. Использование геоинформационных систем на уроках географии // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 255-257.
  2. Антонова Л. В. Удивительная география. – М.: ЭНАС, 2009. - 159 с.
  3. Аронов А.М. Становление профессиональной аналитической компетенции в высшем педагогическом образовании // Современное образование в условиях реформирования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 14 апреля 2011 г./ под общей ред. академика РАО А.И. Таюрского. – Красноярск, 2011, с. 59-66.
  4. Байярд, Р., Байярд, Д. Ваш беспокойный подросток/ Р. Байярд, Д. Байярд. – М.: АСТ, 2012. – 346 с.

Всего 27 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа География
2015 год 26 стр.
Курсовая Влияние климата на сельское хозяйство Бразилии
Telesammit
Курсовая работа География
2017 год 38 стр.
Курсовая Сингапур - из третьего мира в первый
Svetlana
Курсовая работа География
2017 год 30 стр.
Курсовая Традиционная культура населения Бразилии
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское