С древних времён и по настоящее время накопилось огромное количество видов географических карт. Для удобства хранения и использования их делят на группы: по масштабу, по охвату территории, по числу цветов, слоёв и красок, по содержанию, по характеру использования и назначению. С внедрением компьютерной техники разнообразие карт сильно увеличилось, поэтому классификация карт постоянно дополняется.
Актуальность исследования. В настоящее время проблема поиска наиболее эффективных методов обучения географии актуальна, так как меняющиеся реалии современного образования и методик преподавания делают образовательный процесс индивидуализированным, направленным на раскрытие и развитие творческого потенциала личности, на самостоятельную заинтересованность детей в изучении школьных предметов. Современные педагоги пользуются возможностью взаимной интеграции культур для того, чтобы перенять зарубежный опыт и, соединив его с отечественными дидактическими системами и собственными идеями, выработать наиболее эффективные методы воздействия на эмоционально-волевую сферу обучающихся.
В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Карта — начала географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. Ни учебная география, ни научная не мыслятся без географической карты. Поэтому карта должна быть на каждом уроке, во всех структурных звеньях процесса обучения. В процессе изучения карты и работы с ней решаются три основные задачи: научиться понимать карту, читать карту и знать карту.
Достижение данных задач формирует картографическую грамотность учащихся, которая является фундаментом формирования картографической компетенции учащихся.
Именно при изучении начального курса географии у учащихся формируются картографические компетенции. Учащихся не только знакомятся с географической номенклатурой, но и обучаются правилам работы с картой (как стоять у карты, как показывать объекты). В последующих классах данные умения закрепляю и совершенствую через практические и творческие задания по изучаемым темам.
Сейчас пересмотру подвергаются практически все принципы обучения, начиная от структуры урока и заканчивая методами контроля и проверки знаний. Наиболее эффективно обучение реализуется в ходе практической деятельности. Практика как учебный прием содержит в себе достаточно мощный потенциал, поскольку на практической деятельности построены наиболее полно используемые навыки, которые человек получает в процессе развития.
Объектом настоящего исследования является работа с картой на уроках географии.
Предметом исследования являются методы изучения карты в работе со школьниками.
Целью исследования является выявление потенциала школьных географических карт как средства практической и исследовательской деятельности школьников при обучении географии.
Задачи исследования:
1) изучить теоретический материал по теме исследования;
2) провести анализ видов работы с географической картой на уроках географии;
3) изучить методы и разработать приемы работы с географической картой на уроках географии.
Гипотеза исследования – процесс овладения знаниями, умениями и навыками на уроках географии будет более эффективным, познавательный интерес у учащихся повысится, если применять в обучении различные методы работы с картой.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методологических основ использования картографического метода в системе современного обучения географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: результаты исследования могут быть использованы в образовательной практике; в разработке современных уроков с применением картографического метода; в практической и исследовательской деятельности на уроках по географии; на основе данной работы может проводиться школьная олимпиада по географии.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1 Понятие и классификация географических карт по содержанию
Географическая карта — наглядное изображение земной поверхности на плоскости. Карта показывает размещение и состояние различных природных и общественных явлений. Карты могут различаться (классифицироваться) по ряду признаков (4 основных): - по охвату территории; - масштабу; - тематике (т. е. предмету содержания); - назначению; кроме того по математической основе, эпохе, языку и т. п.
По охвату территории в качестве наиболее крупного подразделения выделяют карты Солнечной системы и звездного неба, затем — карты планет, в том числе Земли. Далее идут карты крупнейших планетарных структур — для Земли это карты материков и океанов, а после этого возможны разные разветвления классификации. Внутри материков можно группировать карты: - по административно-территориальному делению; - по физико-географическим районам; - по экономическим регионам; - по естественно-историческим областям. Карты океанов подразделяют далее на карты морей, заливов, проливов, гаваней[15, 8].
По масштабу карты подразделяют на: – крупномасштабные, имеющие масштаб 1:200 000 и крупнее – топографические: - топографические планы – 1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000; - топографические карты крупного масштаба – 1:10 000; - среднего масштаба – 1:25 000 и 1:50 000; - мелкого масштаба – 1:100 000 и 1:200 000; – среднемасштабные – обзорно-топографические – с масштабом мельче 1: 200 000 до 1:1 000 000 включительно; – мелкомасштабные, у которых масштаб мельче 1:1 000 000 – обзорные.
По тематике карты подразделяют на: - общегеографические; - тематические; Общегеографические карты подразделяют на: - топографические; - обзорно-топографические; - обзорные.
На карте отображаются объекты и явления природы и общества. Некоторые из них можно наблюдать на местности, другие (магнитные склонения, климатические явления, эпицентры и силу землетрясений) получают в результате наблюдения с помощью специальных приборов. Определенные явления связаны с изучением жизни и деятельности людей и исторических событий.
Карты могут показывать изменение явлений во времени (разливы рек и озер), перемещение явлений (маршруты путешествий, пассажиро- и грузопотоки, морские течения), реальные и прогнозные, давать оценку явлениям (оценочные карты) и т.д.. В зависимости от того, что изображено при помощи условных знаков, карты делят на тематические, общегеографические и специальные[2, 46].
На общегеографических (обзорных и топографических) картах главным образом изображают рельеф, водоёмы, дороги, крупные города и посёлки. Могут там присутствовать обозначения границ, типа растительности, хозяйственные объекты (на топографических картах), полезные ископаемые. Все объекты на них равнозначны, находятся как бы в одной плоскости.
Содержание общегеографических карт зависит от масштаба и назначения. Чем крупнее масштаб, тем больше объектов показано на карте. На полётных общегеографических картах дополнительно изображают изогоны и магнитные склонения. Среди общегеографических карт выделяют гипсометрические, на которых особое внимание уделено одному элементу – рельефу.
Тематические карты более подробно передают природные или экономические явления и их качественные и количественные характеристики. На них выделяется общегеографическая часть содержания, которая является географической основой, служащей для ориентирования по карте и привязки содержание (например, характеристика почв или геологического строения территории). Одно или несколько элементов показаны с большей глубиной и подробностью[14, 65].
В названии таких карт указана тема, например: карта промышленности, климатическая карта и т. д. Общегеографические карты называют только изображаемую территорию: карта мира, карта Евразии. Тематические карты классифицируют по-разному. По содержанию среди тематических карт выделяют 3 класса: физико-географические карты (карты природы), социально-экономические и карты природно-общественной сферы. Каждый из этих классов подразделяют на разделы, которые в свою очередь делятся на роды и виды.
К физико-географическим относятся карты, характеризующие литосферу, гидросферу, атмосферу, педосферу и биосферу. Среди них выделяются следующие крупные блоки (по А.М.Берлянту):
- карты геологические (литолого-стратиграфические, тектонические и неотектонические, четвертичных отложений, гидрологические, полезных ископаемых, сейсмичности и вулканизма, охраны геологической среды, структурногеологического районирования),
- карты геофизические (гравиметрические, земного магнетизма, сейсмометрические, электрических полей, теплового потока, физических параметров),