ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Роль бизнес-планирования в деятельности предприятия
1.2 Методы анализа бизнес-среды предприятия
1.3 Организационно-экономическая характеристика и анализ деятельности ООО Печатникъ
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ВНЕДРЕНИЯ НОВОГО ВИДА ПРОДУКЦИИ ООО ПЕЧАТНИКЪ
2.1 Резюме и концепция бизнес-плана
2.2 Анализ рынка и конкурентной среды
2.3 Производственный план проекта
2.3. Маркетинговый план проекта
2.4 Организационный план бизнес-плана
2.5 Финансовый план бизнес-плана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В условиях неопределенности, турбулентности социально-экономического развития России актуальность стратегического управления особенно возрастает, поскольку бизнес-план позволяет компаниям находить новые нетрадиционные приемы и методы реализации новой продукции и улучшать свои финансово-экономические показатели. Свое негативное влияние оказывает пандемия коронавируса COVID-19, поразившая все страны мира.
Современный этап развития России характеризуется переходом на цифровые технологии, способствующие внедрению инновационного оборудования и переводу бизнеса из офлайна в онлайн. Новые рыночные условия осложняют традиционные методы реализации товаров и услуг, вследствие изменения структуры рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний и все большего обострения конкуренции на рынке. Поэтому актуальными становятся проблемы разработки и внедрения долгосрочного бизнес-планирования предприятий.
В современных условиях неопределенности в целях обеспечения устойчивого развития любому предприятию необходимо разрабатывать действенный бизнес-план, основанный на передовых методах маркетинга и применении инновационных информационно-коммутационных технологий. Поэтому на сегодняшний день исключительно важным становится изучение практического опыта бизнес-планирования развития предприятия для приспособления к быстро меняющимся условиям внешней среды и запросам потребителей.
В указанном аспекте разработка бизнес-плана освоения нового вида продукции ООО «ПечатникЪ» представляет безусловный теоретический и практический интерес. Для эффективного управления ООО «ПечатникЪ» необходимо определить перспективы развития с целью достижения высоких результатов экономической деятельности на российском рынке и составить грамотный бизнес-план развития в новых экономических условиях.
Этими обстоятельствами обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: разработка бизнес-плана освоения нового вида продукции ООО «ПечатникЪ» на основе методов и инструментов бизнес-планирования.
Руководствуясь целью выпускной аттестационной работы, в ней поставлены и решаются следующие задачи:
раскрыть сущность, роль, функции, структуру, этапы и принципы бизнес-планирования предприятия;
дать организационно-экономическую характеристику и проанализировать финансовое состояние ООО «ПечатникЪ»;
выявить проблемы перспективного планирования ООО «ПечатникЪ»;
разработать бизнес-план внедрения нового вида продукции ООО «ПечатникЪ», включая организационный, производственный, маркетинговый и финансовый планы.
Предмет исследования: бизнес-планирования в ООО “ПечатникЪ».
Объект исследования: ООО «ПечатникЪ».
Степень теоретической разработанности. Проблемам разработки стратегического планирования компаний посвящено много работ отечественных и зарубежных ученых, таких как Адамс Д.С., Ансофф И., Болт Г.Дж., Веснин В.Р., Виханский О.С., Врум В., Друкер П., Котлер Ф., Келлер К.Л. Ламбен Ж.-Ж., Мескон М., Минцберг Г., Наумов А.И., Петров А.Н, Парахина В.Н., Портер М., Стрикленд А.Дж., Томпсон А.А., Уткин Э.А., Фатхутдинов Р.А., Шапиро С.А. и др.
Методы исследования: общенаучные методы, такие как системный подход, сравнения, анализа и синтеза, дедукции и индукции, а также методы экономического исследования: экономико-статистических группировок и систематизации, экономико-статистического анализа, экспертных оценок, графического анализа и т. д.
Информационная база: при выполнении курсовой работы использовались официальные, статистические материалы, научные и учебно-методические работы отечественных и зарубежных авторов, публикации в научных журналах и интернете, материалы периодической печати, а также отчетные материалы ООО «ПечатникЪ».
Структура работы определена поставленными целью и задачами данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Роль бизнес-планирования в деятельности предприятия
В условиях неопределенности, турбулентности социально- экономического развития России актуальность бизнес-планирования развития предприятий особенно возрастает.
Стратегическое планирование и бизнес-планирование являются родственными понятиями. Они показывают, как можно добраться из точки А, в которой вы находитесь в настоящий момент, в точку Б, в которую мечтаете попасть.
Если стратегия представляет собой сценарий достижения идеального конечного результата, при котором окружающая среда неопределенна, представления о картине мира неполные, алгоритм действий может дорабатываться и изменяться, то в бизнес-плане указываются конкретные параметры, которые должны быть достигнуты в предпринимательской деятельности в обязательном порядке[1].
Управление производством как синтетическая наука развивается на стыке теории управления, кибернетики, общей теории систем, исследования операций, структурного и функционального анализа.
В прикладном аспекте управление производственной деятельностью основано на совокупности принципов, методов, средств и форм управления производством для решения стратегических целей и повышения эффективности функционирования предприятия.
В процессе производственной деятельности предприятие взаимодействует с внешним миром, который через различные факторы объективно оказывает влияние на отношения внутри предприятия, в соответствии с приложением 1.
Как следует из приложения, внешняя среда оказывает косвенное воздействие на деятельность предприятия через факторы макросреды, к которым относятся макроэкономические факторы, господствующий технологический уклад, социальная среда, международная, экологическая, юридическая и политическая обстановка.
Микросреда представляет собой внешнюю среду прямого воздействия, оказывающую непосредственное влияние на деятельность предприятия через такие факторы, как потребители, поставщики, конкуренты; инновации и товары-заменители. Факторы макро и микро среды взаимодействуют между собой и оказывают влияние на внутреннюю среду самого предприятия, которая в свою очередь вынуждена адаптироваться к постоянно изменяющимся факторам внешней среды.
Внутренняя среда включает в себя факторы, которые поддаются регулированию самим предприятием в процессе его стратегического планирования. В стратегическом планировании развития предприятия широко применяется модель VMGS, названная по первым буквам английских слов: Vision – видение; Mission – миссия; Goals and objectives – цели и задачи; Strategies and tactics – стратегии и тактики.
Внедрение модели VMGS позволяет повысить производительность и эффективность труда каждого работника и всего предприятия на основе стратегии развития.
Видение - это розовая мечта, образ чего-то идеального, но такой образ, который можно представить в своем воображении, визуализировать его. Видение предопределяет перспективы, подразумевает под собой стремление, или то, во что предприятие хотело бы превратиться предприятие в будущем.
Международный стандарт ISO определяет миссию как цель существования предприятия. Миссия должна быть краткой, но емкой.
Под ценностями понимаются принципы и/или модели мышления, формирующие культуру предприятия и определяющие для себя важные положения. Ценности поддерживают миссию и видение.
Корпоративная культура включает в себя широкий пласт вопросов, связанных с историей, этикой бизнеса, социальной корпоративной ответственностью, убеждениями и т. п.
Задача руководства предприятия заключается в обеспечении непрерывной взаимосвязи всех этих четырех элементов.
Бизнес-план как элемент стратегического планирования. – Текст : электронный // Консалтинговая компания Iteam : сайт. – 2019. – 1 мар. – URL: https://blog.iteam.ru/biznes-plan-kak-element-strategicheskogo-planirovaniya/ (дата обращения: 12.11.2020).
Виды бизнес-планирования. – Текст : электронный // Бизнес-планирование : сайт. – 2020. – URL: https://bizness-plan.jimdofree.com/ бизнес-план/бизнес-планирование/виды-бизнес-планирования/ (дата обращения: 12.11.2020).
Гришин, В.В., Гришина В.Г. Разрабатываем бизнес стратегию фирмы. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 208 с.
Как конкурировать на рынке по Майклу Портеру? – Текст : электронный // PowerBranding : сайт. – 2020. – URL: http://powerbranding.ru/marketing-strategy/porter/ (дата обращения: 12.11.2020).
Капитонов, С.В. Предпосылки возникновения стратегии управления организациями (предприятиями) // Основы экономики, управления и права. – 2017. – № 2. – С. 64 – 66.
Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент : [Текст] / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – СПб.: Питер, 2016. – 480 с.
Налчаджи Т.А., Маломатова Л.А. Стратегический подход к управлению промышленными предприятиями // Научный альманах. – 2017. – № 1. – С. 293 – 296.
Нестеров А.К. Стратегическое управление – Текст : электронный // Энциклопедия Нестеровых : сайт. – 2020. – URL: http://odiplom.ru/ lab/strategicheskoe-upravlenie.html (дата обращения 02.11.2020).
Ограничения интернет-маркетинга – Текст : электронный // SevWeb : сайт. – 2020. – URL: http://sevweb.ru (дата обращения: 16.11.2020).
Основные виды бизнес-планов – Текст : электронный // 1Капиталь. Независимая оценка и бизнес-планирование : сайт. — 2020. — URL: https://ce-na.ru/articles/finansy/vidy_biznes_planov/ (дата обращения: 13.11.2020).
Основные методы интернет-маркетинга – Текст : электронный // Кох : сайт. – 2020. – URL: http://www.kokh.ru (дата обращения: 16.11.2020).
Палеев А.В. Научная парадигма формирования бизнес-плана, особенности инвестиционного бизнес-планирования // Финансовые исследования. – 2013. – №4 (41). – С.64 – 72.
Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 456 с.
Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 1020 с.
Томпсон А.А. мл., Стрикленд А. Дж. III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации. – 9-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2000.
Фомина Ю. А., Еременко Е. И. Выбор методики бизнес-планирования для предпринимательского проекта // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2017. – №1. – С.141–151.
Цели бизнес плана. – Текст : электронный // AlpinaConsulting : сайт. – 2020. – URL: http://alpina.kiev.ua/celi-business-plana/ (дата обращения: 03.11.2020).
Яковлева Т.М. Сравнительный анализ методик составления бизнес-плана. – Текст : электронный // Научный журнал : сайт. — 2017. — URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2017/VNO-30/sravnitelnyj-analiz-metodik.pdf (дата обращения: 02.11.2020).
8 моделей и инструментов стратегического планирования – Текст : электронный // LPgenerator : сайт. — 2020. — URL: https://lpgenerator.ru/blog/2019/05/27/8-modelej-i-instrumentov-strategicheskogo-planirovaniya/ (дата обращения: 05.11.2020).
PEST-анализ для оценки бизнеса и его перспектив на рынке. – Текст : электронный // Бизнес Молодость : сайт. — 2020. — URL: https://blog.molodost.bz/advanced/pest-analiz/ (дата обращения: 05.11.2020).
SWOT-Анализ: Что это такое и как его применить на пользу своего бизнеса? – Текст : электронный // Bezlim : сайт. — 2020. — URL: http://bezlim.top/blog/instruktsii/svot-analiz/ (дата обращения: 05.11.2020).