Введение
Влияние зрения, осязания и движения на развитие представлений детей
Зрение и осязание
Чувство и движение
Влияние сенсорных нарушений на образ тела
Нарушения зрения
Нарушения слуха
Нарушения речи
Влияние двигательных нарушений на образ тела
Двигательные нарушения
Дети с физическими нарушениями
Отражается ли в рисунке заболевание ребенка?
Заключение
Список литературы
Известно, что рисование — одно из самых любимых детских занятий не менее известно, что рисунки содержат множество полезной информации. О чем можно узнать из детских рисунков, как «читать» эти сообщения, как использовать их в работе с детьми — рассказывает эта книга. Написанная доступным языком, снабженная множеством иллюстративных примеров и содержащая краткие сведения по всем основным вопросам, она станет прекрасным помощником в изучении этой темы.
Для психологов, психотерапевтов, всех, кто работает с детьми, а также родителей.
Влияние зрения, осязания и движения на развитие представлений детей
Зрение и осязание
В рисунке ребенок выражает себя творчески посредством визуальных образов, возникающих из разнообразных сенсорных феноменов, ассимилированных и концептуализированных. Характер переживаний влияет на форму изображения, особенно в раннем возрасте (вероятно, первые 5 лет), когда впечатления яркие, устойчивые и незабываемые. Эта гипотеза о роли движения в процессе познания подробно обсуждается Пиаже и Инхелдером в книге «Воображение ребенка» (1971). Но об этом позже, а сейчас давайте рассмотрим сенсорный феномен.
Все части глаза, за исключением ямок, полностью развиты к моменту рождения. В эту минуту площадь сетчатки, непосредственно за зрачком, должна стать точкой яснейшего видения, благодаря возрастающей концентрации конусов сетчатки. Этот анатомический факт обуславливает неспособность новорожденного принимать точное изображение на сетчатке, когда его глаз реагирует на свет. Любой, кто видел новорожденного, знает, как плотно закрываются его глаза при воздействии света. На четвертом месяце появляется достаточное количество конусов в ямке, допускающее восприятие очертаний в период, когда младенец начинает сосредотачивать свое внимание. Ребенок начинает пользоваться зрением задолго до того, как становится способным сделать что-то со своими руками. Однако именно ощущение является основным чувством, «матерью чувств». Действительно, прикосновение воспринимается ребенком еще до рождения.
Это первенство прикосновения было отмечено еще древними мыслителями. «Каждое живое существо должно иметь тактильную возможность... Каждое животное должно обладать этим чувством, оно не должно обладать другим» (Аристотель, «De Anima» «О душе»). «Чувство прикосновения самое лучшее из всех чувств, более совершенное в человеке, чем у других существ» (Фома Аквинский).
Интуиция философов была подтверждена современными учеными, а также профессионалами, изучающими функционирование одного из самых сложных механизмов в мире — человеческого мозга. Общепризнанно, что восприятие чувственного материала должно быть централизованно обработано, чтобы обрести смысл, отсюда традиционное различие между восприятием стимула и его осознанием. Но в 1930 г. Гезелл и Аматруда написали в своей книге «Диагностика развития», что глаза не выполняют функцию рецепторов, а играют роль светопоисковой антенны, они находятся в постоянном адаптирующем движении, и кинестетические впечатления от их движений так же существенны, как и отпечаток на сетчатке для осознания конфигурации объектов.
Не так давно Арнхейм высказал прямо противоположное общепринятой точке зрения мнение о том, что органы чувств воспринимают информацию, а интеллект учится интерпретировать. Он отрицает дуализм, при котором бы органы чувств просто собирали перцептивный материал, в то время как более высокие когнитивные уровни переделывали бы их в концепции. Арнхейм подчеркивает роль органов чувств и в особенности активного избирательного зрения в умственных операциях, составляющих познание. Функция глаза не ограничивается пассивным восприятием. Леонардо пошел дальше, утверждая, что глаз не только воспринимает, но и посылает стимулы дальше. Я не могу сделать вывод, что страус и паук могут высиживать яйца, только взглянув на них, но я согласен, что девушки «имеют силу в глазах, чтобы привлечь любовь мужчин».
Хотя зрение и слух являются исчерпывающими и эффективными репортерами о том, что происходит во внешнем мире, трудно сомневаться в том, что прикосновение — источник наших первых впечатлений. Врожденный рефлекс может служить иллюстрацией первенства тактильного ощущения. Этот рефлекс позволяет новорожденному повернуть голову и взять в рот сосок, как только им дотронутся до его щеки. Только позже, в 4 месяца, он возбуждается и поджимает губы при виде желаемой груди или бутылочки. Через прикосновение он научился видеть. Безусловный рефлекс стал условным восприятием.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. -392 с.
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., МГУ, 1984. - 104с.
АусбургЖ. Новая школа рисования. М., 1911. - 157 с.
Бачерикова Л.Н. Речь и рисунок — показатели деятельности второй сигнальной системы: Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1979. -18 с.
Венгер А.Л. Психологические особенности 6-летних детей // Обучение детей с 6-летнего возраста: Метод, рекомендации. М., 1985. -С. 3-23.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М.: Владос, 2002. -240 с.
Венгер Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.
Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольника. — М.: Педагогика., 1978. 256 с.
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация - М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с, илл. (Психологический практикум: тесты)
Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. — М.: Просвещение, 1970 — 152 с.
Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965. -207 с.
Лепилов K.M. О детском рисовании в дошкольном возрасте // Научно педагог. Вестник-Пермь, 1923-№1. - С. 132 - 138.
Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000. - 184 с.