ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятие социальной безопасности
1.2. Налоговая политика, ее элементы, индикаторы и пороговые значения
1.3. Методы оценки социально-экономического развития РФ, налогового регулирования и стимулирования для повышения уровня социальной безопасности
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ИФНС РОССИИ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика деятельности ИФНС России по Смоленской области по Смоленской области
2.2. Мероприятия налогового регулирования и стимулирования и показателей социальной безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность работы. обеспечение социальной безопасности представляет одну из ключевых проблем государственного управления. Экономика российской Федерации находится в переходном периоде, который характеризуется необходимостью поиска равновесия и баланса интересов различных социальных групп общества, также существует угроза падения уровня жизни населения, что в итоге спровоцирует существенный рост правонарушений и т.п. необходимость предотвращения таких последствий переходного периода в экономике, государственные органы должны уделять особое внимание системе управления, решению важнейших вопросов, связанных с использованием механизмов рыночной экономики и рычагов государственного регулирования и контроля.
Важнейшей составляющей рыночной экономики является проводимая государством налоговая политика. от её обоснованности и соответствия объективным условиям и потребностям общества во многом зависят возможности и приоритеты его экономического и социального развития, обороноспособность и правопорядок. существенным элементом политики является налоговое администрирование.
Эта особенность налоговой системы требует принятия в данной области правильных решений, так как недостатки в налоговом управлении являются причиной резкого снижения объема налоговых поступлений в бюджет, повышают вероятность налогово-правовых нарушений, наращивают социальную напряженность в обществе.
Необходимо грамотное регулирование налоговой нагрузки на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и законодательной базы в области налогообложения. так как они оказывают достаточно весомое влияние на доходы граждан, количество субъектов предпринимательской деятельности, теневизацию экономики и т.д. Проводимая налоговая политика должна способствовать увеличению показателей качества жизни населения, развитию «прозрачного» малого и среднего бизнеса, уменьшению правонарушений в области налогообложения, налоговой грамотности населения, а также доверию граждан налоговым органам.
Пройдя длительный исторический путь развития, в последнее столетие налоговая система превратилась в экономическую опору государства, и является основным инструментом, формирующим отношения между государством и обществом (личностью, компанией).
Целью работы – изучить роль и провести анализ налоговой системы в обеспечении социальной безопасности региона на примере ИФНС России по Смоленской области.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
– изучить понятие социальной безопасности
– рассмотреть налоговую политику: ее элементы, индикаторы и пороговые значения
– изучить методы оценки социально-экономического развития РФ, налогового регулирования и стимулирования для повышения уровня социальной безопасности
– дать характеристику деятельности ИФНС России по Смоленской области по Смоленской области
– произвести оценку мероприятий налогового регулирования и стимулирования и показателей социальной безопасности
Предметом исследования – роль налоговой системы ИФНС России по Смоленской области в обеспечении социальной безопасности
Объектом исследования является социальная безопасность Смоленской области
Mетоды исследования: анализ, наблюдение, изучение и обобщение, систематизация, сравнение, измерение.
Теоретическая база исследования: исследуемая проблема рассматривалась в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как В.С. Kолмаков, Е.Н. Kорешева, в.И. волковский, Ф. Шнайдер, Д. Энсте.
Эмпирическую базу исследования составили данные государственной статистики и отчеты отраслевых министерств и ведомств: Mинистерства финансов российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федерального Kазначейства, Mинистерство юстиции, Mинистерство внутренних дел (при рассмотрении экономических преступлений), Федеральной службы государственной статистики.
Источниками исследования послужили данные учебной литературы, научных статей, периодической литературы, ресурсы сети Интернет.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятие социальной безопасности
На сегодняшний день кризисное состояние нашего общества и санкционная политика США, других стран запада привели к значительным изменениям во всех наших сферах жизнедеятельности. Это и политические процессы, и процессы в экономике, и рыночных отношениях, а также в социальной структуре. И все эти изменения вызывают многочисленные социальные риски, опасности и угрозы, которые неминуемо влияют на обеспечение национальной безопасности государства. И в первую очередь – социальную безопасность.
Вопросы обеспечения социальной безопасности государства становились предметом размышления таких философов, как: Платон, Аристотель, А. Аврелий, Фома Аквинский, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж. Русо, Д. Дидро, И. Kант, Гегель, Р. Оуэн, Фурье, K. Mаркс.
Размышления великих умов, их выводы, стали основой философского подхода в исследовании социальной безопасности и становлении социологического представления о социальной безопасности. О. Kонт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, П. Лавров,Н. Mихайловский, П. Струве, П. Сорокин внесли значительный вклад в осмысление сущности социальной безопасности и механизмов ее обеспечения [24].
В настоящее время социальная безопасность включает в себя состояния нескольких элементов национальной безопасности, а именно институты государственные, экономические, общественные и социальные.
Г. Г. Силласте определяет социальную безопасность в качестве состояния защищенности личности, социальных групп или общностей от угроз, способных нарушить их жизненно важные интересы, социальные права и свободы.
Также социальную безопасность можно трактовать в качестве устойчивого функционирования государства, социальных институтов общества, направленного на обеспечение стабильного развития личности и общества путем повышения качества жизни своих граждан.
Э. В. Патраков с коллегами определяет безопасность как многоплановое социальное явление, которое отражает противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов, поэтому в методологическом плане очень важно иметь целостное представление о безопасности как социальном явлении [24].
Социальная безопасность является интегральным понятием, обозначающим состояние и способность государства и общества к эффективному функционированию социальной сферы, предотвращению деструктивных явлений и процессов, сохранению и развитию условий, средств и способов социализации людей, соблюдению в обществе и государстве их образа жизни, благосостояния, неотъемлемых прав и свобод,духовно- нравственных ценностей [18]. Этим определением четко очерчены приоритеты в необходимости обеспечения безопасности многочисленных субъектов, как государственных, так и гражданских и личностных. в современных условиях существенно расширен спектр объектов безопасности путем включения в их состав всех жизненно важных институтов, обеспечение защиты которых было проигнорировано в прошлом и не всегда эффективно и сегодня.
Правовой основой обеспечения социальной безопасности регионов является, прежде всего, ст. 7 Конституции Российской Федерации [1], определяющая РФ в качестве социального государства, политика которого связана с тем, чтобы создать условия, направленные на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Национальные интересы региона в социальной сфере, заключающиеся в том, чтобы обеспечивать высокий уровень жизни народа, а также основные угрозы социальной безопасности России, содержит стратегия национальной безопасности РФ. Данная стратегия – основа для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности РФ, включая социальную безопасность.
Основные компоненты социальной безопасности могут быть представлены:
– высоким качеством жизни населения;
– оптимальной стратификацией общества по уровню благосостояния и половозрастным группам;
– соблюдением прав и свобод граждан;
– трудовой занятостью и мобильностью населения;
– высокой рождаемостью и средней продолжительностью жизни в стране;
– трудовыми ресурсами, обладающими высокой профессиональной мотивацией к производительной деятельности;
– стабильностью института семьи;
– высоким духовным, нравственным и творческим потенциалом населения.