1. Введение
2. Описание предметной области
3. Дерево целей
3.1. Построение дерева целей
3.2 Расчет коэффициентов относительной важности
3.3 Расчет КОВ дерева целей (1-вый уровень)
3.4 Расчет КОВ дерева целей (1-вый уровень, 1 семейство)
3.7 Дерево целей с рассчитанными КОВ
4. Деревья мероприятий
4.1 Дерево мероприятий для подцели «Изучить федеральные и региональные нормативные акты действующих субъектов Российской Федерации».
4.1.1 Расчет весовых коэффициентов критериев семейства 1
4.1.2 Деревья мероприятий (итоговая таблица расчета альтернатив семейства 1)
4.1.3 Расчет весовых коэффициентов критериев семейства 2
4.1.4 Деревья мероприятий (итоговая таблица расчета альтернатив семейства 2)
4.1.5 Расчет весовых коэффициентов критериев семейства 3
4.1.6 Деревья мероприятий (итоговая таблица расчета альтернатив семейства 3)
4.1.7 Расчет весовых коэффициентов критериев семейства 4
4.1.8 Деревья мероприятий (итоговая таблица расчета альтернатив семейства 4)
4.2 Дерево мероприятий для подцели «Изучить федеральные и региональных нормативно-правовые акты действующих субъектов Российской Федерации» с рассчитанными весами альтернатив
4.3 Дерево мероприятий для подцели «Определить эффективный способ совершенствования местной нормативной-правовой базы по вопросам малого и среднего предпринимательства» с рассчитанными весами альтернатив
4.4 Дерево мероприятий для подцели «Разработать нормативные и законодательные акты, которые позволят существенно улучшить нормативно-правовую базу» с рассчитанными весами альтернатив
4.5 Дерево мероприятий для подцели «Увеличить объем финансовой поддержки по действующим программам поддержки малого и среднего предпринимательства» с рассчитанными весами альтернатив
4.6 Дерево мероприятий для подцели «Изучить опыт финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства других субъектов Российской Федерации» с рассчитанными весами альтернатив
4.7 Дерево мероприятий для подцели «Разработать новые формы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на селе» с рассчитанными весами альтернатив
4.8 Дерево мероприятий для подцели «Обеспечить доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к актуальной информации нормативно-правового характера» с рассчитанными весами альтернатив
4.9 Дерево мероприятий для подцели «Обеспечить доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к актуальной информации об осуществленной финансовой поддержке» с рассчитанными весами альтернатив
5. Сетевой график
5.1 Сетевой график. Перечень работ
5.2 Сетевой график. Последовательность работ
5.3 Сетевой график. длительность работ
5.4 Сетевой график. Сроки свершения событий.
5.5. Расчет численных характеристик сетевого графика, определение критического пути
6. Заключение
7. Список литературы
Системный анализ предоставляет собой комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития системы и выработку мероприятий по ее совершенствованию. При этом для системного анализа характерно :
- системный анализ применяется для таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены математическими методами, т.е. проблем c неопределенностью ситуации принятия решения;
- в системном анализе используются не только формальные методы, но и методы качественного анализа, т.е. методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов;
- системный анализ дает возможность объединить знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышление;
- в системном анализе особе внимание уделяется целям и целеобразованию.
Именно поэтому, область применения системного анализа можно определить с точки зрения характера решаемых задач:
- задачи, связанные с преобразованием и анализом целей и функций;
- задачи разработки или совершенствования структур;
- задачи проектирования.
Все эти задачи по-разному реализуются на различных уровнях управления экономикой, однако всегда системный анализ способен повысить степень обоснованности принимаемого решения. Именно поэтому системный анализ был выбран для решения одной из проблем, с которой на текущий момент сталкивается правительство России – упадок в сельском хозяйстве страны.
Нужно отметить, что оживление сельского хозяйства на сегодняшний момент это цель государственного уровня, на ее решение выделяются деньги и мобилизуются административно-управленческие ресурсы. При этом оживление сельского хозяйства – это решение комплекса проблем, связанных с низкой рентабельность производства в связи со старыми, требующими модернизации основными фондами, и существующей проблемой спекуляции, отсутствием кадров на селе и т.д. Поскольку оживление села представляется очень сложной и комплексной проблемой, то для написания контрольной работы было выбрано проблемное направление – малое и среднее предпринимательство в сельском районе. Мероприятия по улучшению положения малого и среднего предпринимательства безусловно могут способствовать оживлению села, т.к. с одной стороны позволяют реализовать имеющийся потенциал села, а с другой – привлечь новые силы. Тема работы звучит следующим образом: «Проблема малого и среднего предпринимательства в сельских районах Новосибирской области».
В работе будут применены следующие методы системного анализа:
- расчет коэффициентов относительной важности, с помощью которого будут проранжированы подцели главной цели – развития малого и среднего предпринимательства на селе – с точки зрения эффективности, затрат, скорости и сложности их достижения. Кроме того, с помощью коэффициентов относительной важности будет определен перечень наиболее важных мероприятий, которые необходимо реализовать в рамках достижения главной цели;
- сетевой график – для построения оптимального графика работ в рамках достижения главной цели.
Цель данной работы – выработать оптимальный набор мероприятий, который позволит достичь главной цели.
Задачами контрольной работы являются:
- выявить проблемную ситуацию и описать систему, в которой она возникла;
- разработать решение проблемы с помощью методов системного анализа.
Предмет исследования являются проблемы малого и среднего предпринимательства на селе.
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
Система состоит из элементов, подсистем и связей:
- элемент – простейшая неделимая часть системы; часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей. Сам элемент характеризуется только его внешними проявлениями в виде связей и взаимосвязей с остальными элементами и внешней средой;
- подсистема – компонент более крупный, чем элемент, но более детальный, чем система в целом;
- связь – совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы. Установить связь между двумя элементами – это выявить наличие зависимостей их свойств.
Рассматриваемой системой является - проблема малого и среднего предпринимательства в сельских района НСО (рисунок 1):
Рисунок 1 – План разработки наиболее эффективных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в НСО
На рисунке 1 видно, что каждый элемент системы играет огромную роль. Нужно отметить, что очень важным является в данной системе окружающая среда, которая представляется политикой государства, без которой воплощение мероприятий в рамках решения проблемы будет весьма затруднительно, прежде всего потому, что решение рассматриваемой проблемы требует финансовой поддержки со стороны государства.
3. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ
3.1. ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ
Основная цель в рамках рассматриваемой проблемы может быть сформулирована следующим образом: развитие малого и среднего предпринимательства в сельских районах Новосибирской области, как одной из основных возможностей для поддержки и развития сельской экономики и сельского образа жизни.
Достижение данной цели возможно только за счет создания благоприятных экономических, правовых и организационных условий. Так, развитие малого и среднего предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых органами власти и управления всех уровней. Именно поэтому одной из подцелей, которая будет способствовать достижению главной цели, является усовершенствование местной нормативно-правовой базы по вопросам малого и среднего предпринимательства. Анализ правовых условий и административных барьеров, связанных с деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, а также разработка рекомендаций для принятия более действенных нормативных актов, позволит не только создать единую систему поддержки на муниципальном уровне, но и создаст предпосылки к росту доходности субъектов малого и среднего предпринимательства в сельских районах новосибирской области, а значит, повысит инвестиционную привлекательность сельского хозяйства и будет способствовать его оживлению.
Несовершенная нормативно-правовая база не единственная проблема, с которой сталкиваются предприниматели. Еще одной серьезной проблемой является недостаточность информационного обеспечения, именно поэтому достижение главной цели не возможно без создания условий для информационной поддержки населения по вопросам организации и поддержки предпринимательской деятельности. Именно поэтому необходимо включить предпринимателей, и в особенности тех, кто работает в сельском хозяйстве, в современную систему информационного обмена, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы.