В современном мире наряду с развитыми и развивающимися странами сложилась группа стран, получивших название «растущие державы». В группа таких стран входит, как не странно, и Россия, так как страна по-прежнему продолжает развиваться. В эту же группу входит и Турция. Специфика развития России и Турции на современном этапе такова, что обе страны оказывают заметное влияние на структуру международных отношений. Это определено не только возможностями и историческим влиянием стран, но в принципе широкой системой факторов.
Взаимодействие таких государств, которыми являются Россия и Турция, может оказать очень большое влияние на национальные интерес и этих стран, оказать более глобальное влияние, поспособствовав укреплению международной безопасности, может оказать влияние на процессы глобализации, а также конъюнктуру региональной мировой политики.
Отношения России и Турции в нынешнем веке характеризуются невероятным динамизмом. При этом главная проблема данных отношений состоит в том, что они не характеризуются тем уровнем стабильности, который позволил бы в обоих случаях обеспечить развитие стран и развертывание их влияния на мировой арене. Практика последних двадцати лет отчетливо показывает, что отношения Турции и России вполне могут находиться на подъеме и характеризоваться достижением ряда положительных моментов, как и то, что данные отношения могут в любой момент практически быть разрушены.
Фундаментом российско-турецких отношений являются прочные многообразные экономические связи, которые позитивно сказываются на политических контактах. При этом, преимущественная ориентация только на экономические связи и наличие некого «коммерческого» интереса» одновременно является главной проблемой данных отношений. Это вопрос скорее не проблемы ментального характера для турецкого или российского населения, а тот аспект, который при отсутствии прочных иных видов связей не позволяет обеспечить сохранение стабильных взаимоотношений государств, когда происходит какие-либо отклоняющееся поведение, как например, когда Турцией был уничтожен российский Су-24. Поэтому вопрос усиления не только экономических, но и культурных, иных связей видится предельно актуальным в современных условиях. Не обеспечив развитие взаимодействия по иным направлениям, вероятно, вряд ли удастся обеспечить должную стабильность в отношениях России и Турции, что видится главным условием совместного развития в будущем. До тех пор, пока идеальная модель реализации российско-турецких отношений в нынешнем веке не обнаружена, этот вопрос будет продолжать сохранять свою значимость.
Как можно понять на основе анализа российско-турецких отношений, есть немало геополитических обстоятельств, которые способствуют развитию российско-турецких отношений. Ключевым значением при этом обладают такие, как: двусторонняя торговля, поставки нефти и газа из России, выездной туризм в Турцию, трудовая миграция в Россию из Турции (особенно в сферу строительства), а также взаимные инвестиции. Особое значение сохраняют географические факторы, в том числе и политико-географические.
Особая перспектива в развитии отношений России и Турции определяется территориальным сплочением стран евразийским пространством. К этому пространству обращен ряд стран и все эти страны видят определенные перспективы в развитии региона. Учитывая увеличение возможностей многосторонней дипломатии и очевидную потребность поиска новых надежных партнеров на общегосударственном уровне, очевидно, что отношения России и Турции представляют особый интерес. Все сказанное в общей совокупности и обусловливает актуальность настоящего исследования.
В основу исследования положены данные официально публикуемой статистики и материалы выступлений высших государственных деятелей России и Турции (В.В. Путина, Р. Эрдонага и др.).
Проблематика российско-турецких отношений была изучена довольно большим количеством исследователей, среди которых можно назвать таких, как: Аватков В.А., Аккая М., Алексеева Н., Алиева А.И, Бархударьянц А., Башкирёва Н.В., Бдоян Д.В., Васильева С.А., Габер Е., Гайфутдинов Р.И., Глазова А В., Джакупов Т., Дружинин А.Г., Дружиловский С.Б., Иванова И.И., Исков А.С., Калашников А., Кудряшова И.В., Лагутина М.Л., Малышева Д.Б., Михеева Н.М., Михеева Н.М., Овакимян Т.М., Петров О.В., Рудых А.С., Самохин А.А., Сафаров Ф., Свистунова И.А., Сулейманов Р.Р., Ульченко Н.Ю., Урманов Д.Р., Федосеева Л.Д., Хачатрян Д.Н., Ходунов А.С., Шлыков П.В., Ягья В.С. и др.
Цель исследования – анализ российско-турецких отношений в нынешнем веке.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить ряд следующих задач:
охарактеризовать внутриполитические тенденции развития Турции;
рассмотреть внешнюю политику Турции;
проанализировать правовую основу сотрудничества России и Турции;
изучить экономические, культурные и иные связи государства;
выявить проблемы российско-турецких отношений и сформировать их перспективы.
Объект исследования – российско-турецкие отношения.
Предмет исследования – нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей, данные официальной статистики и иных источников о проблематике российско-турецких отношений в XXI веке.
В процессе работы над темой были использованы следующие методы: метод анализа, использованный для изучения истории русско-турецких отношений; метод синтеза использовался для определения тенденций и трудностей отношений России и Турции; метод индукции, использованный для выявления экономических, культурных и иных связей России и Турции на современном этапе развития; метод обобщения и сравнительно-правовой, специально-юридический, метод логических обобщений, формально-логический, исторический и др.
Новизна исследования. В исследовании разработан вопрос об эволюции российско-турецких отношений в XXI в. с учетом влияния на эти отношения внутренней и внешней политики государств, а также исторической основы российско-турецких отношений.
Экономические, политические, культурные и иные связи России и Турции могут быть основой для выявления проблем российско-турецких отношений и обозначения перспектив их развития на перспективу. В исследовании обозначены перспективы развития российско-турецких отношения в контексте исторически проявляемой имперскости во внешней политики и налаженных двусторонних отношений.
Современный характер российско-турецких отношений определяется нестабильной мировой обстановкой, свидетельствуя о влиянии на состояние этих отношений в первую очередь политического положения других государств. Комплексная оценка состояния российско-турецких отношений в рамках такого подхода, и, с учетом тенденций последних пяти лет делается впервые.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, а также списка использованной литературы.
1. Характеристика Турции. Турция при Эрдогане
1.1. Внутриполитические тенденции
Вопрос национальных интересов Турции в обособленном виде не отражен, но современная практика такова, что среди этих интересов обнаруживаются те, которые идут вразрез с мировыми интересами, интересами некоторых отдельных других государств.
В 2000-х гг. национальные интересы Турции начали кардинальным образом меняться. В первую очередь, более приоритетной стала позиция о том, что в своей деятельности и в своей внешней политике Турция должна руководствоваться в первую очередь своими национальными интересами (не имеет принципиальной значимости, о каких именно национальных интересах идет речь, так как здесь важна конкретная определенность с тем, что руководствоваться следует именно внутренними потребностями государства). Российская внешняя политика, постоянно эволюционирующая, и в то же время, часто в практической деятельности реализуемая не в том содержании, в котором это заявлено, имеет схожие тенденции, хотя и не в настолько ярко выраженном виде, как это имеет место в Турции.
Отдельные страны подозревают Турцию в «империалистических устремлениях» в отношении территорий, входивших когда-то в состав османского государства, называя такой курс «неоосманизмом». Если современная практика действительно такова, вполне объективно будет утверждать, что вопрос взаимоотношений с другими странами будет существенно осложнен деструктивными проявлениями. Как утверждает И.В. Кудряшова, «быстрое экономическое и политическое усиление страны делают тезис о восстановлении ее влияния на постимперском пространстве достаточно весомым. В таком контексте вопрос об отношении власти к османской традиции приобретает новую актуальность и современное политологическое звучание».[1] А значит, это не может не сказываться на процессе построения и внутреннем содержании российско-турецких отношений в нынешнем веке.
Слово «неоосманизм» (или «новый османизм») стало широко использоваться в публицистике и научной литературе сравнительно недавно, но оно не является неологизмом. Его история уходит корнями в середину XIX в., когда в Османской империи была создана тайная политическая организация «Общество новых османов». Его члены, представители нарождающегося интеллектуального слоя, разработали концепцию османизма, в основе которой лежала идея об укреплении имперской власти путем утверждения конституции, парламентаризма и создания «османской нации» на основе интегрирования в единое сообщество сотен этнических, религиозных, региональных и социальных групп, то есть превращения подданных султана в граждан, равных перед законом независимо от веры, происхождения и языка. Этого вполне достаточно, чтобы судить о том, в чем главная сущность «неоосманизма» и каким образом он может проявляться во внешней политике Турции[2].
Многие имперские институты и нормы уходят корнями в арабское и византийское прошлое, а многие навеяны европейским соседством. Тем не менее они не могут быть выделены из этого наследия, поскольку стали его органической частью. Особое значение наследия важно тем, что имеет непосредственную связь с современностью и оказывает прямое влияние на будущее. К внешнеполитической сфере, которая выступает главным интересом в настоящем исследовании, могут быть отнесены довольно многие элементы имперского порядка. Как минимум, речь идет о признании себя Османским авангардом мусульманского мира, щитом, который прикрывает его от угроз христианства. Они помогли арабскому Магрибу остановить Реконкисту, блокировали попытки португальского флота захватить через Джидду священные города Мекку и Медину и создали линию обороны от Адена до Абиссинии. Их контроль над Персидским заливом и Красным морем способствовал возрождению торговли и развитию сирийских и египетских городов, а преобразования султана Селима III имели непосредственное отношение к первым современным реформам Мухаммада Али в Египте.
В своем правлении османские императоры, как и европейские правители, часто разделяли религиозные и государственные интересы. К XVI в. идеи единой христианской Европы и крестовых походов стали мифом или же средством правящих элит для обеспечения политической манипуляции.
Еще один очень важный элемент наследия – это религиозная толерантность, способность к инкорпорации завоеванных территорий. Имея миллионы христиан на Балканах, порта была вынуждена, заботясь об их лояльности, разрабатывать соответствующие технологии власти и поддерживать местные религиозные, таможенные, налоговые и другие институты. Для немусульман официальная идентичность определялась принадлежностью к одному из трех, не имеющих административных или территориальных границ, религиозно-культурных сообществ – миллетов, находящихся под покровительством халифа: православному, армянскому и иудейскому. Даже сотрудничавшие с завоевателями греческие, сербские, болгарские, албанские офицеры включались как держатели тимаров (условных земельных владений) в османский военный класс без принуждения к обращению в ислам, - как отмечает И.В. Кудряшова[3]. Венгерский, латинский, греческий, сербский языки применялись в официальной переписке. Правящая же элита была довольно разнообразной с точки зрения этноконфессиональных корней.
Мусульманское влияние на культурное и экономическое развитие Европы не прекратилось даже с распадом Арабского халифата. Развитие хлопковой индустрии, промышленная революция на Западе были тесно связаны с индийскими и османскими рынками. Европейцы же переняли с Ближнего Востока технологии ткачества и окрашивания. Дешевизна труда при этом повысила конкурентоспособность индийского и османского текстиля, став одной из главных причин изобретения и применения машин.
Самой важной частью имперского наследия можно назвать саму Турцию, которая стала первой мусульманской политией, сумев разделить светское и религиозное и выйти из «из империи в нацию» (Р. Эмерсон)[4]. Страна смогла инкорпорировать европейское влияние и применить богатый административный опыт, вступив в современный политический процесс.
Т. Озал стал первым идеологом неоосманизма. Анализ его воззрений позволяет говорить о наличии таких наиболее характерных особенностей: Турция не нуждается в изменении своих культурных традиций, менталитета и принятии европейских ценностей, поскольку она уже по умолчанию является частью Европы, европейской цивилизации («турки – европейские мусульмане»); исламская идентичность турок является не препятствием, а, наоборот, преимуществом для их европейской интеграции, поскольку тюркская версия ислама, то есть синтез ислама и тюркской идентичности, отличается большей толерантностью и демократичностью по сравнению с другими версиями и способна обеспечить мир между мусульманами и представителями других конфессий; чтобы преодолеть отставание в развитии турецкому государству необходимо воспользоваться рядом западных достижений – либерализмом, правами человека, демократией, научными новациями и пр.; вступление Турции в Европейский Союз будет способствовать институционализации демократии в стране[5]. Отдельный интерес представляет отношение идеолога к имперскому прошлому. Он полагал, что османское наследие Турции дает возможность решать её проблемы, а также предоставляет широкие возможности для контроля над регионом. Целью же называлось создание страны, которая будет решать региональные проблемы путем переговоров, а не силы. В частности, предполагалось, что единственным путем решения курдской, как и других ближневосточных проблем, могло бы быть создание федерации между Турцией, Ираком и Сирией.