ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КЛИМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
1.1 Значение климатологических знаний в географическом образовании
1.2 Развитие системы климатологических знаний в школьной географии
ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ КЛИМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
2.1 Использование разнообразных средств обучения при изучении климата
2.2 Разработка урока на тему «Климат» для 6 класса
Заключение
Список используемой литературы
Содержание школьного курса географии включает несколько относительно независимых систем знаний, которые развиваются на протяжении всего периода обучения: о природе Земли и ее компонентах, о населении, экономике, континентах и странах и т. д. Одной из таких систем знаний является знание климата. По мнению учителей и методистов, он традиционно считается одним из самых сложных в освоении школьниками знаний о климате. Объективно это связано с тем, что климат создается атмосферными процессами, имеющими физическую природу и характеризующимися необычайной сложностью и динамикой. В то же время климат – это компонент природы, который, возможно, наиболее тесно связан с повседневной жизнью каждого человека. Следовательно, при правильной методике его исследование может вызвать больший интерес у школьников и фактически убедить их в практической ценности школьных знаний. А именно такая задача, согласно принятому сегодня компетентностному и личностно–ориентированному подходу, является важнейшей задачей современного школьного образования.
Объект исследования: тема «Климат» в школьной географии.
Предмет исследования: трансформация системы знаний темы «Климат» и приемы ее изучения на уроках географии.
Цель данного исследования: выявить пути углубления знаний и навыков по теме «Климат» на уроках географии в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Задачи исследования:
1) обобщить и систематизировать теоретический материал по теме: понятие, сущность, классификация климата, закономерности формирования климата;
2) рассмотреть систему знаний о климате в школьном курсе географии, определить ее структуру, содержание и развитие от класса к классу;
3) определить методические особенности формирования знаний и умений по теме «Климат» в 6 классе по географии в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и разработать на этой основе урок и практические задания;
4) изучить возможности углубления знаний и умений школьников по теме «Климат» во внеучебной деятельности и предложить некоторые формы организации и содержания этой деятельности (метеорологический кабинет, метеорологический кружок и др.).
Информационной основой работы послужили нормативные документы в области общего образования, специальная географическая литература, общепедагогические и научно–методические, Интернет–источники.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, изучение и обобщение методического опыта, структурно–логический анализ.
В состав работы входят введение, две главы и заключение.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов, на уроках и во внеклассной работе образовательных учреждений.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КЛИМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
- Значение климатологических знаний в географическом образовании
Климат влияет на живую и неодушевленную природу. Водные объекты, почву, растительность и животные сильно зависят от климата. Не меньшее влияние на человека оказывает климат.
Время и климат – естественные факторы, под влиянием которых происходило становление человека. Они постоянно и по–разному влияют на жизнь отдельного человека и всего человечества, определяют физическое и психическое состояние тела, потребность в жилье и одежде, еде, топливе, транспортных средствах и т. д. [7].
Еще в древние времена в Индии и Тибете были сделаны выводы о том, как различные погодные условия, такие как солнце, дождь, грозы, влияют на самочувствие. В этих странах и по сей день сохраняются методы лечения, тесно связанные с временами года или погодой. В V веке Гиппократ писал в своих трактатах, что время и здоровье имеют прямую связь между состоянием нашего тела во многом зависит от ощущения тепла. Комфортное состояние – это самое приятное ощущение тепла, когда человек не чувствует ни тепла, ни холода. Складывается в диапазоне температур от +17 ° С до +23 ° С. При этом большое значение имеет влажность воздуха. Более высокие температуры легче переносятся в более сухом воздухе. Было обнаружено, что хорошее самочувствие достигается при следующих сочетаниях температуры и влажности (таблица 1).
Таблица 1. Оптимальные сочетания температуры и влажности воздуха
Температура, °C
|
Оптимальная влажность, %
|
20
|
85
|
25
|
60
|
30
|
44
|
35
|
33
|
На концепцию климатического комфорта также влияет ветер. При сильных ветрах холода, как и в северных районах, кажутся еще холоднее. Напротив, прохладный ветерок в летнюю жару смягчает зной.
Разнообразие климата создает в той или иной степени благоприятные условия для жизни.
Холодный климат на большей части планеты создает экстремальные условия для жизни и работы людей. «Зимние факторы» существенно влияют на экономику, так как длительные морозы приводят к огромным дополнительным затратам на строительство достаточно теплых домов и их обогрев. Растет потребление энергии в промышленности, транспорте и сельском хозяйстве [15].
Теплый климат, особенно тропический с повышенной влажностью, является очень агрессивной средой по степени воздействия на организм человека. В основном это связано с повышенной теплоотдачей. При высоких температурах он увеличивается в 5–6 раз. Это заставляет кровь циркулировать намного быстрее, и в этот момент происходит вазодилатация. Поэтому от жары страдают люди, предрасположенные к сердечным заболеваниям. Врачи подтверждают, что жаркое лето – время, когда чаще всего случаются сердечные приступы, а также обостряются хронические сердечно–сосудистые заболевания.
Считается, что самый благоприятный для здоровья климат находится в среднем диапазоне. Однако есть и недостаток. Умеренный климат не способствует развитию быстрой адаптации к новой среде. Немногие люди среднего класса могут без проблем привыкнуть к резкому изменению температуры окружающей среды, сразу адаптироваться к жаркому воздуху и сильному южному солнцу. Они часто страдают от головных болей, быстрее горят на солнце и дольше привыкают к новым условиям.
Изменения давления также важны. Этот эффект очень хорошо заметен при восхождении в горы, где климатические условия, атмосферное давление, скорость ветра и температура воздуха меняются каждые десять метров. Уже на высоте 300 метров начинается гипервентиляция легких из–за того, что ветер и низкое содержание кислорода в воздухе мешают нормальному дыханию. Кровообращение ускоряется, поскольку организм пытается распределить недостаточное количество кислорода ко всем клеткам. С увеличением высоты эти процессы еще больше усиливаются, в крови появляется большое количество эритроцитов и гемоглобина [27].
На больших высотах, где содержание кислорода низкое, а солнечная радиация сильнее, метаболизм человека значительно увеличивается. Это может замедлить развитие нарушений обмена веществ. Однако резкое изменение высоты может иметь неблагоприятный эффект. Именно поэтому многие люди советуют отдыхать и лечиться в санаториях на умеренных высотах, где давление выше, а воздух чище, но при этом содержит достаточное количество кислорода. В прошлом веке многие больные туберкулезом были отправлены в такие санатории или в места с сухим климатом.
Знание климата важно при организации отдыха и лечения людей с различными заболеваниями.
Таким образом, морской климат благотворно влияет на людей с нарушениями нервной системы. Прохладный воздух не вызывает раздражения, у моря редко бывает резкое изменение температуры, зимой теплее, а летом прохладнее. Кроме того, море рассеивает солнечную радиацию, а возможность любоваться большим открытым пространством положительно влияет на глаза и успокаивает нервы.
А горный климат, напротив, способствует возбуждению нервной деятельности и повышению работоспособности. Это связано с высоким давлением, частой сменой температуры, когда днем можно загорать, а ночью нужно спасаться от обморожений. Быстрая смена дня и ночи играет роль, потому что в горах этот процесс практически незаметен. Очень часто люди, занятые творческими занятиями, отправляются в горы за вдохновением.
Агроклиматические ресурсы мира: карта // Атлас по географии для 10 класса. – Москва: Дрофа, 2016. – С. 8 (20.12.2020г.)
Александрова, Т.П. Разработка цифровых образовательных ресурсов// Материалы всероссийской с международным участием научнопракт. конференции «Интернет–технологии в образовании»/Т.П. Александрова: Часть 3. – Чебоксары, 2013. – 241с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/idkteach.ucoz.ru/PagePublication/Scan/2013_ITO_Cheb.pdf (20.12.2020г.)
Авдеева, С. Цифровые ресурсы в учебном процессе / С. Авдеева // Народное образование. – 2008. – №1. – С. 176–182.
Астапенко, П.Д. Вопросы о погоде (что мы о ней знаем и чего не знаем) /П.Д. Астапенко. 2–е изд., испр. и доп. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986. – 392 с. – (Научно–популярная библиотека школьника). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/Nauchno–populyarnaya_biblioteka_shkolnikа (20.12.2020г.)
Бим–Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь /Б.М. Бим–Бад. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 238с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/91126.html (20.12.2020г.)
Будыко, М. И. Климат в прошлом и будущем/ М.И. Будыко. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1980. – 352с.
Буйлова, Л.Н. Методические аспекты организации работы кружка / Л. Н. Буйлова. 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poisk–ru.ru/s8807t2.html (20.12.2020г.)
Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика /С.М. Вишняков. – файл 1.doc [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studmed.ru/docs/document37042?view=1 (20.12.2020г.)
Степанов П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций. / П.В. Степанов. Д. В. Григорьев. – Москва: Просвещение, 2014. – 127с.
Кузнецов, А. П. География. Земля и люди. Учебник географии для 7 класса общеобр. учр–й / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. – Москва: Просвещение, 2011. – 176 с.
Воейков, А.И. Географы России / А. И. Воейков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://geographyofrussia.com/voejkov–ai/ (20.12.2020г.)
Гончаров, Н. В. Использование географической площадки как одной из форм практической деятельности учащихся при проведении метеорологических наблюдений в школе / Н. В. Гончаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie–geograficheskoy–ploschadki–kak–odnoyiz–form–prakticheskoy–deyatelnosti–uchaschihsya–pri–provede (20.12.2020г.)
Всего 42 источника