Курсовая работа|География

Система знаний о климате в школьной географии: методы и приемы изучения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 32

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КЛИМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

1.1 Значение климатологических знаний в географическом образовании

1.2 Развитие системы климатологических знаний в школьной географии

ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ КЛИМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

2.1 Использование разнообразных средств обучения при изучении климата

2.2 Разработка урока на тему «Климат» для 6 класса

Заключение

Список используемой литературы

 

Содержание школьного курса географии включает несколько относительно независимых систем знаний, которые развиваются на протяжении всего периода обучения: о природе Земли и ее компонентах, о населении, экономике, континентах и странах и т. д. Одной из таких систем знаний является знание климата. По мнению учителей и методистов, он традиционно считается одним из самых сложных в освоении школьниками знаний о климате. Объективно это связано с тем, что климат создается атмосферными процессами, имеющими физическую природу и характеризующимися необычайной сложностью и динамикой. В то же время климат – это компонент природы, который, возможно, наиболее тесно связан с повседневной жизнью каждого человека. Следовательно, при правильной методике его исследование может вызвать больший интерес у школьников и фактически убедить их в практической ценности школьных знаний. А именно такая задача, согласно принятому сегодня компетентностному и личностно–ориентированному подходу, является важнейшей задачей современного школьного образования.

Объект исследования: тема «Климат» в школьной географии.

Предмет исследования: трансформация системы знаний темы «Климат» и приемы ее изучения на уроках географии.

Цель данного исследования: выявить пути углубления знаний и навыков по теме «Климат» на уроках географии в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Задачи исследования:

1) обобщить и систематизировать теоретический материал по теме: понятие, сущность, классификация климата, закономерности формирования климата;

2) рассмотреть систему знаний о климате в школьном курсе географии, определить ее структуру, содержание и развитие от класса к классу;

3) определить методические особенности формирования знаний и умений по теме «Климат» в 6 классе по географии в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и разработать на этой основе урок и практические задания;

4) изучить возможности углубления знаний и умений школьников по теме «Климат» во внеучебной деятельности и предложить некоторые формы организации и содержания этой деятельности (метеорологический кабинет, метеорологический кружок и др.).

Информационной основой работы послужили нормативные документы в области общего образования, специальная географическая литература, общепедагогические и научно–методические, Интернет–источники.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, изучение и обобщение методического опыта, структурно–логический анализ.

В состав работы входят введение, две главы и заключение.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов, на уроках и во внеклассной работе образовательных учреждений.

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КЛИМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

  • Значение климатологических знаний в географическом образовании

Климат влияет на живую и неодушевленную природу. Водные объекты, почву, растительность и животные сильно зависят от климата. Не меньшее влияние на человека оказывает климат.

Время и климат – естественные факторы, под влиянием которых происходило становление человека. Они постоянно и по–разному влияют на жизнь отдельного человека и всего человечества, определяют физическое и психическое состояние тела, потребность в жилье и одежде, еде, топливе, транспортных средствах и т. д. [7].

Еще в древние времена в Индии и Тибете были сделаны выводы о том, как различные погодные условия, такие как солнце, дождь, грозы, влияют на самочувствие. В этих странах и по сей день сохраняются методы лечения, тесно связанные с временами года или погодой. В V веке Гиппократ писал в своих трактатах, что время и здоровье имеют прямую связь между состоянием нашего тела во многом зависит от ощущения тепла. Комфортное состояние – это самое приятное ощущение тепла, когда человек не чувствует ни тепла, ни холода. Складывается в диапазоне температур от +17 ° С до +23 ° С. При этом большое значение имеет влажность воздуха. Более высокие температуры легче переносятся в более сухом воздухе. Было обнаружено, что хорошее самочувствие достигается при следующих сочетаниях температуры и влажности (таблица 1).

Таблица 1. Оптимальные сочетания температуры и влажности воздуха

Температура, °C

Оптимальная влажность, %

20

85

25

60

30

44

35

33

 

На концепцию климатического комфорта также влияет ветер. При сильных ветрах холода, как и в северных районах, кажутся еще холоднее. Напротив, прохладный ветерок в летнюю жару смягчает зной.

Разнообразие климата создает в той или иной степени благоприятные условия для жизни.

Холодный климат на большей части планеты создает экстремальные условия для жизни и работы людей. «Зимние факторы» существенно влияют на экономику, так как длительные морозы приводят к огромным дополнительным затратам на строительство достаточно теплых домов и их обогрев. Растет потребление энергии в промышленности, транспорте и сельском хозяйстве [15].

Теплый климат, особенно тропический с повышенной влажностью, является очень агрессивной средой по степени воздействия на организм человека. В основном это связано с повышенной теплоотдачей. При высоких температурах он увеличивается в 5–6 раз. Это заставляет кровь циркулировать намного быстрее, и в этот момент происходит вазодилатация. Поэтому от жары страдают люди, предрасположенные к сердечным заболеваниям. Врачи подтверждают, что жаркое лето – время, когда чаще всего случаются сердечные приступы, а также обостряются хронические сердечно–сосудистые заболевания.

Считается, что самый благоприятный для здоровья климат находится в среднем диапазоне. Однако есть и недостаток. Умеренный климат не способствует развитию быстрой адаптации к новой среде. Немногие люди среднего класса могут без проблем привыкнуть к резкому изменению температуры окружающей среды, сразу адаптироваться к жаркому воздуху и сильному южному солнцу. Они часто страдают от головных болей, быстрее горят на солнце и дольше привыкают к новым условиям.

Изменения давления также важны. Этот эффект очень хорошо заметен при восхождении в горы, где климатические условия, атмосферное давление, скорость ветра и температура воздуха меняются каждые десять метров. Уже на высоте 300 метров начинается гипервентиляция легких из–за того, что ветер и низкое содержание кислорода в воздухе мешают нормальному дыханию. Кровообращение ускоряется, поскольку организм пытается распределить недостаточное количество кислорода ко всем клеткам. С увеличением высоты эти процессы еще больше усиливаются, в крови появляется большое количество эритроцитов и гемоглобина [27].

На больших высотах, где содержание кислорода низкое, а солнечная радиация сильнее, метаболизм человека значительно увеличивается. Это может замедлить развитие нарушений обмена веществ. Однако резкое изменение высоты может иметь неблагоприятный эффект. Именно поэтому многие люди советуют отдыхать и лечиться в санаториях на умеренных высотах, где давление выше, а воздух чище, но при этом содержит достаточное количество кислорода. В прошлом веке многие больные туберкулезом были отправлены в такие санатории или в места с сухим климатом.

Знание климата важно при организации отдыха и лечения людей с различными заболеваниями.

Таким образом, морской климат благотворно влияет на людей с нарушениями нервной системы. Прохладный воздух не вызывает раздражения, у моря редко бывает резкое изменение температуры, зимой теплее, а летом прохладнее. Кроме того, море рассеивает солнечную радиацию, а возможность любоваться большим открытым пространством положительно влияет на глаза и успокаивает нервы.

А горный климат, напротив, способствует возбуждению нервной деятельности и повышению работоспособности. Это связано с высоким давлением, частой сменой температуры, когда днем можно загорать, а ночью нужно спасаться от обморожений. Быстрая смена дня и ночи играет роль, потому что в горах этот процесс практически незаметен. Очень часто люди, занятые творческими занятиями, отправляются в горы за вдохновением.

Агроклиматические ресурсы мира: карта // Атлас по географии для 10 класса. – Москва: Дрофа, 2016. – С. 8 (20.12.2020г.)

Александрова, Т.П. Разработка цифровых образовательных ресурсов// Материалы всероссийской с международным участием научнопракт. конференции «Интернет–технологии в образовании»/Т.П. Александрова: Часть 3. – Чебоксары, 2013. – 241с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/idkteach.ucoz.ru/PagePublication/Scan/2013_ITO_Cheb.pdf (20.12.2020г.)

Авдеева, С. Цифровые ресурсы в учебном процессе / С. Авдеева // Народное образование. – 2008. – №1. – С. 176–182.

Астапенко, П.Д. Вопросы о погоде (что мы о ней знаем и чего не знаем) /П.Д. Астапенко. 2–е изд., испр. и доп. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986. – 392 с. – (Научно–популярная библиотека школьника). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/Nauchno–populyarnaya_biblioteka_shkolnikа (20.12.2020г.)

Бим–Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь /Б.М. Бим–Бад. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 238с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/91126.html (20.12.2020г.)

Будыко, М. И. Климат в прошлом и будущем/ М.И. Будыко. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1980. – 352с.

Буйлова, Л.Н. Методические аспекты организации работы кружка / Л. Н. Буйлова. 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poisk–ru.ru/s8807t2.html (20.12.2020г.)

Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика /С.М. Вишняков. – файл 1.doc [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studmed.ru/docs/document37042?view=1 (20.12.2020г.)

Степанов П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций. / П.В. Степанов. Д. В. Григорьев. – Москва: Просвещение, 2014. – 127с.

Кузнецов, А. П. География. Земля и люди. Учебник географии для 7 класса общеобр. учр–й / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. – Москва: Просвещение, 2011. – 176 с.

Воейков, А.И. Географы России / А. И. Воейков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://geographyofrussia.com/voejkov–ai/ (20.12.2020г.)

Гончаров, Н. В. Использование географической площадки как одной из форм практической деятельности учащихся при проведении метеорологических наблюдений в школе / Н. В. Гончаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie–geograficheskoy–ploschadki–kak–odnoyiz–form–prakticheskoy–deyatelnosti–uchaschihsya–pri–provede (20.12.2020г.)

Всего 42 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа География
2015 год 26 стр.
Курсовая Влияние климата на сельское хозяйство Бразилии
Telesammit
Курсовая работа География
2017 год 38 стр.
Курсовая Сингапур - из третьего мира в первый
Svetlana
Курсовая работа География
2017 год 30 стр.
Курсовая Традиционная культура населения Бразилии
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское