Введение
Общая характеристика систем "человек -машина"
Особенности и классификация систем “человек – машина” СЧМ
Критерии классификации систем “человек – машина” СЧМ
Преимущества и недостатки человека и машины в системе "Человек - Машина"
Заключение
Список литературы
Система "человек-машина" (Man-machine system), человеко-машинная система - система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т.д.
Человеко-машинная система, или эргономическая система (от греч. еrgon — работа), — сложная целеустремленная система, включающая:
человека или группу людей (например, оперативный персонал энергоблока);
техническое устройство — средство деятельности (например, блочный щит управления энергоблоком);
объект деятельности (собственно энергоблок);
среду, в которой находится группа людей (котлотурбинный цех).
Актуальность темы - Система "человек-машина" является уникальным взаимодействием человека и технологии, где основная цель заключается в создании такой системы, которая могла бы улучшить жизнь и работу человека. Вот несколько основных причин, почему такая система может быть полезна:
1. Улучшение эффективности и производительности
2. Расширение возможностей
3. Улучшение коммуникации и доступа к информации
4. Улучшение качества жизни
5. Автоматизация рутинных задач.
Система "человек-машина" может автоматизировать повседневные рутинные задачи, такие как уборка дома, закупка продуктов или оплата счетов. Это позволяет сэкономить время и энергию для более важных и интересных дел. Однако, при всем своем потенциале, важно учитывать этические и социальные аспекты систем "человек-машина" и обеспечивать их правильное использование для блага общества.
Общая характеристика систем "человек -машина"
При рассмотрении общей теории систем (системологии) под системой подразумевается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов, предназначенных для решения единой задачи. [213].
Исходя из этого можно сделать вывод, что системы классифицируются по множеству признаков. Основным из них является степень участия человека в функционировании системы.
В автоматическом режиме выполняется работа без человеческого участия. Неавтоматическая система позволяет выполнять работу, не прибегая к помощи технических устройств.
Человек и технические устройства принимают участие в работе автоматизированной системы. Очевидно, что такое устройство по своей сути является системой «машина—человек».
Самые разнообразные виды систем «человек—машина» используются на практике. Основой их классификации могут явиться следующие четыре группы признаков: целевое назначение системы, характеристики человеческого звена, тип и структура машинного звена, тип взаимодействия компонентов системы [60].
- результатом такого влияния является изначальный признак системы – ее целевое назначение, оказывающее определяющее воздействие на многие характеристики. следующие классы систем могут быть отнесены к целевому назначению:
- главной целью человека в таких управляющих является управление машинным комплексом или отдельной деталью.
- производящие обслуживание, в которых человек налаживает машинную систему на исправность и производит ремонт;
- обучающие, т. е. вырабатывающие у человека определенные навыки (технические средства обучения, тренажеры ит. п.);
Большаков В.Д. Теория ошибок наблюдений: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. М., Недра,2019. 223 с.
Богуславский В.М. Ламетри. - М.: Мысль, 1977. - 160 с.
Ломова Б.Ф. Справочник по инженерной психологии. М.: Машиностроение, 2019 – 368 с., ил.
Пугачев В.С. Теория вероятности и математическая статистика. М., 2018, 496 с. с илл.
Леденева Е.В. Человек-машина (между Ламетри и Декартом) / Credonew, СПб, 2010, №3.
Ламетри Ж. О. Сочинения / Пер. с франц. Э. А. Гроссман и В. Левицкого под ред. В. М. Богуславского. М., 1983. С. 242.
Прево Л.-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско / Пер. с франц. М. Петровского // Прево А.-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско; Лакло Ш. де. Опасные связи. М., 1985. С. 51.
Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза / Пер. с франц. Н. И. Немчиновой и А. А. Худадовой под ред. В. А. Дынник и Л. Е. Пинского // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: В 3 т. Т. II. М., 1961. С. 15.
Robbe Grillet A. Preface // Sade D.A. F. de. La Nouvelle Justine. P, 1979.
Основы инженерной психологии. / под ред. Ломова. М 1986г. 2. А.Н. Леонтьев / Лекции по общей психологии. / М. 2000г.
Поспелов Д. А., Пушкин В. Н. Мышление и автоматы. М., "Советское радио", 1972.
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., Изд-во АН СССР, 1958.
Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. Изд-во МГУ, 1969.
Управление познавательной деятельностью учащихся. Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. Изд-во МГУ, 1972