ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КООПЕРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Кооперативная собственность сущность, понятие, объекты и субъекты права собственности
1.2. Специфика кооперативной собственности
1.3. Источники формирования имущества в кооперативах
1.4. Особенности формирования кооперативной собственности
1.5. Социально-экономическая сущность кооперативной собственности
1.6. Доходы кооперативов понятие и источники
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООПЕРАТИВОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Владимирский областной союз потребительских обществ
2.2. Региональная поддержка кооперации
ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КООПЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Вопрос об организационно-экономических решениях по развитию взаимоотношений между хозяйственными предприятиями сельскохозяйственного производства является актуальным сегодня. В этом контексте большое значение имеет развитие сотрудничества между производителями. Кооперация как особая форма социально-экономической деятельности является важной частью преобразований в сельской местности и определяет не только форму деятельности, но и то, как сельхозпроизводители выживают в суровых экономических и политических условиях страны. В современном понимании кооперация является рядом общественных объединений, организованных для взаимной поддержки граждан и юридических лиц с целью достижения общих целей в различных сферах экономической деятельности.
В современных условиях процесс развития позволяет кооперативному движению, особенно в сельскохозяйственном секторе, увеличивать производство и переработку сельскохозяйственной продукции, а также достигать более высоких прибылей для кооперативов и фермерских хозяйств. Развитые страны склонны сокращать общее количество предприятий за счет ликвидации небольших кооперативов при одновременном увеличении количества крупных кооперативов для повышения их экономической эффективности.
Целью курсовой работы является исследование кооперативной собственности и проблем ее функционирования в рыночной экономике.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть кооперативную собственность: сущность, понятие, объекты и субъекты права собственности;
выявить специфику кооперативной собственности;
изучить источники формирования имущества в кооперативах;
выявить особенности формирования кооперативной собственности;
оценить социально-экономическую сущность кооперативной собственности;
проанализировать доходы кооперативов понятие и источники;
рассмотреть деятельность Владимирского областного союза потребительских обществ;
проанализировать региональную поддержку кооперации;
изучить зарубежный опыт кооперации.
В работе использовались материалы нормативно-правовых актов – Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, статьи, научные работы и прочий информационный материал, в том числе из сети Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. КООПЕРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Кооперативная собственность сущность, понятие, объекты и субъекты права собственности
В рыночной экономике и истории экономического развития экономисты не выработали единого, четко определенного подхода к определению термина «кооперация». Некоторые авторы уделяют особое внимание экономической важности Концепции сотрудничества, но также обращают внимание на раскрытие одной из ее важнейших характеристик – сохранение ресурсов посредством совместного использования. Другие авторы подчеркивают организационный аспект и аспект управления бизнесом и не учитывают тот факт, что кооперация в основном используется для организации процесса сотрудничества многих субъектов рыночных отношений с целью выполнения задач по производству товаров (производственной кооперации) и услуг, различных финансово-кредитных операций (кредитные союзы). Многие исследователи обращают внимание на социальные атрибуты сотрудничества, Главной особенностью которых является общая социальная поддержка для достижения этой цели.
Рассмотрим существующие научные подходы к пониманию природы сотрудничества: в частности, исследователи считают, что кооперация – это прежде всего добровольное коллективное объединение товаров и / или труда в различных секторах экономики [5, с. 135]. В этом определении авторы подчеркивают, что кооперация – это прежде всего добровольное коллективное объединение, созданное на демократической основе. К сожалению, это определение не указывает на цель создания такой ассоциации, что значительно ограничивает ее содержание. Более того, авторы не уточняют, как должно быть организовано такое объединение, то есть непонятно, должно ли быть зарегистрировано на законных основаниях или просто действовать без государственной регистрации.
Интересно также отметить, что сами авторы дают определение «производственной кооперации». Они сводят свою трактовку к форме производственных отношений между компаниями, которые совместно производят ту или иную продукцию [5, с. 136]. То есть акцент делается на производственных отношениях компаний, и в этом смысле производственная кооперация сосредоточена на поддержании отношений с компаниями, производящими продукцию. Такое определение было бы намного лучше, если бы слово «связи» было заменено словом «кооперация», последнее точнее определяло бы характер сотрудничества. И тогда кооперацию в производстве можно понимать как кооперацию в области производства, которая основывается на принципах кооперации на предприятиях, которые совместно производят определенные продукты.
Другой подход к определению значения понятия кооперации заслуживает научного внимания. Кооперация – это форма организации труда, при которой большое количество людей систематически и совместно вовлечены в одни и те же или разные, но взаимозависимые рабочие процессы, а во-вторых, коллективное объединение в области производства и обмена [3]. На наш взгляд, положительно то, что кооперация – это своего рода плановая форма организации труда, которая, по сути, составляет ядро системы управления такого коллективного объединения.
Можно поделить мнение автора о том, что производственная кооперация заключается в построении долгосрочных производственных отношений между компаниями на основе углубления их специализации [4]. Важно, что автор настаивает на углублении специализации, являющейся основой кооперации. Ведь каждое предприятие специализируется по производству определенной продукции, следовательно, зависит от типа специализации и выбора форм сотрудничества между предприятиями.
Интересно, что в упомянутых выше работах также определяется термин «кооперация труда» - как форма организации труда, выполнения работы, основанная на совместном участии значительного количества рабочих в процессе. Рабочие группы, выполняющие различные операции этого процесса [6]. Авторы оправдывают выделение термина «кооперация труда» тем, что многие ученые заменяют его более широким значением, чем термин «сотрудничество». Считаем, что такой подход к определению научных терминов способствует более глубокому изучению других важных особенностей понятия «кооперация» и, следовательно, более детальному изучению проблем кооперации с целью дальнейшего решения проблем на практике.
Что касается содержания термина «кооперация», то авторы сводят его к установлению долгосрочных производственных отношений между компаниями, каждая из которых специализируется на производстве запчастей для одного и того же продукта (предмета). [7]. То есть такое сотрудничество должно быть долгосрочным, потому что временное сотрудничество не может иметь положительных эффектов и в конечном итоге приводит к неоправданным простоям.
Система имеет решающее значение в смысле термина «кооперации», поскольку сотрудничество является важным элементом построения системы социально-экономических отношений. Если мы интерпретируем систему как набор взаимосвязанных элементов, то кооперацию следует рассматривать как систему, которая объединяет определенные элементы, компоненты для достижения общей цели.
Безусловно, кооперацию следует понимать как довольно сложный термин, поскольку он охватывает всю систему социально-экономических отношений, включая различные правовые и моральные аспекты. Кроме того, кооперация – это особая система гармонизации интересов, в которой укоренились дух справедливости, дух предпринимательства, сообщества и корпоративизма.
Таким образом, мы можем определить термин «кооперация» следующим образом: кооперация – это специфический элемент интеграции, синтеза, построения и формирования системы социально-экономических отношений, при которых происходит взаимодействие различных юридических форм управления бизнесом для достижения общей цели при минимизации затрат.
Анализ многочисленных работ отечественных и зарубежных ученых привел нас к выводу, что кооперация – это сложное понятие на многих уровнях и его следует рассматривать с разных сторон. Поэтому уместно рассмотреть значение термина «сотрудничество» в узком смысле и выделить следующие основные подходы.
Первый подход, в частности, состоит в том, чтобы рассматривать кооперацию как особую философию управления – как философию единства, стремление синтеза. В природе кооперации заложено интегративное качество объединения всех ее членов для объединения и взаимопомощи через солидарность. Следовательно, кооператив следует рассматривать как философию управления, направленную на то, чтобы общественное объединение решало общие проблемы, чтобы удовлетворить потребности и гармонизировать всех членов кооператива.
Абдукаримов, И.Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Учебник / И.Т. Абдукаримов. – М.: Экономика, 2016. – 320 c.
Авалиани, С. Земельный вопрос в России и кооперация / С. Авалиани. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 31 c.
Березин, Игорь Крупнейшие потребительские рынки России. Объем, динамика, перспективы. Доклад российскому бизнесу / Игорь Березин. – М.: Беловодье, 2014. – 272 c.
Бунеева, Р. И. Заготовительная деятельность в потребительской кооперации. Организация и технология / Р.И. Бунеева, Г.Н. Кругляков. – М.: Феникс, 2011. – 400 c.
Вахитов, К.И. История потребительской кооперации России / К.И. Вахитов. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 c.
Вахитов, К. И. Кооперация. Теория, история, практика / К.И. Вахитов. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 558 c.
Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России. – М.: Издательство центросоюза, 2016. – 384 c.
Кооперация. Страницы истории. В 3 томах. Том 1. Книга 3. Часть 2. – М.: Наука, 2013. – 904 c.
Корелин, А.П. Кооперация и кооперативное движение в России. 1860-1917 гг. / А.П. Корелин. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. – 392 c.
Малашенко, Н. П. Маркетинг на потребительском рынке / Н.П. Малашенко. – М.: Омега-Л, 2014. – 208 c.
Маркетинг и управление потребительской ценностью / И.А. Аренков и др. – М.: Амкос, 2013. – 656 c.
Наумова, Р.Л. Защита потребительских прав. Практическое руководство / Р.Л. Наумова. – М.: Синергия, 2012. – 480 c.
Свечкин, О. Н. Дилеру о моделировании потребительского рынка. Три кита и стихийная память рынка / О.Н. Свечкин. – М.: Ленанд, 2014. – 192 c.
Секретарева, И.А. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях потребительской кооперации / И.А. Секретарева, В.А. Озеран, И.М. Павлюк, и др. – М.: Экономика, 2014. – 319 c.
Соболев, А. В. Кооперация. Экономические исследования в русском зарубежье / А.В. Соболев. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 364 c.
Старых, А.Н. Внешняя торговля кооперации / А.Н. Старых. – М.: Центропресс, 2015. – 168 c.
Сухова, Л. Ф. Анализ финансового состояния и бизнес-план торговой организации потребительской кооперации: моногр. / Л.Ф. Сухова, В.Н. Глаз, Н.А. Чернова. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 288 c.