Введение
Глава 1.Понятие рынка, свободной конкуренции и монополии: общая характеристика
1.1. Монополия и свободная конкуренция: общая характеристика рыночных отношений
1.2. Естественные монополии: особое правовое положение и государственное регулирование
Глава 2.Федеральная антимонопольная служба: цели, задачи и деятельность
2.1. Положение ФАС в системе государственных органов
2.2. Анализ деятельности ФАС в динамике до 2020 года и после
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования определяет цель нашего курсового исследования: изучить конкуренцию и монополию, как полярные рыночные структуры и заключается в том, что существующие отношения в мире представляют собой именно рыночную структуру, которая подвержена определенного рода колебаниям, и имеется риск такого явления как монополизация отдельных частей экономики.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что принято считать, что на сегодняшний день отношения имеют рыночную структуру, а монополия – это некая абсолютная категория, которая носит сугубо теоретический характер, но на практике мы можем рассуждать о монополизации отдельных частей экономики, санкционированных как со стороны государства, так и со стороны общества.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:
Изучить понятие, сущность и условия возникновения совершенной конкуренции;
Рассмотреть поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах;
Дать понятие сущность термина монополии;
Рассмотреть поведение фирмы-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах;
Сделать сравнительную характеристику совершенной конкуренции и монополии;
Определить роль Федеральной антимонопольной службы и проанализировать ее деятельность.
Объект курсового исследования: совершенная конкуренция и монополия.
Предмет курсового исследования: сравнительная характеристика монополии и совершенной конкуренции, исследование роли государства в данной сфере.
Методологической основой исследования является анализ правовой литературы по рассматриваемому вопросу, анализ и синтез, сравнение.
Степень научной проработанности темы. На сегодняшний день изучение проблемы конкуренции и монополии представляется наиболее актуальной, поскольку мировой рынок старается создать и обеспечить наиболее благоприятные условия для конкуренции. Однако при этом необходимо отметить, что на мировой арене существует большое количество фирм-монополистов, не дающих возможность пробиться новым предприятиям, в результате чего, происходит сильная рыночная монополизация, угрожающая стабильному функционированию механизма рынка. Поэтому проблемам монополии и конкуренции отводится существенное место в исследованиях не только специалистов, но также и широких слоев населения.
Степень воздействия монополиста на цену на рынке на современном этапе развития является весьма высокой, однако при этом не безграничной, поскольку он не может назначить какую угодно высокую цену (любое предприятие или фирма, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения реализационных объемов прямо пропорциональным образом ценовому повышению).
В сфере хозяйственных отношений рост капиталистических монополий приводит к усилению их господства и диктата. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, выражающих две полярные ситуации на рынке, два логических предела. Проблема соотношения конкуренции и монополии во все времена занимала существенное место в теории экономики и привлекала большое внимание ученых и исследователей, начиная с классиков экономической мысли.
Заслуга теоретического обоснования проблемы конкуренции и монополии принадлежит еще А. Смиту, выделившему начальные условия существования конкуренции, а также противопоставившему монополию и конкуренцию.
Формированию неоклассической концепции монополии и конкуренции, как противоположных структуры рынка смогли поспособствовать исследования А.Курно, Л.Вальраса, В.Парето, Ф.Эджуорта, А.Маршалла и других авторов.
Далее развитие анализ процессов конкуренции и монополии были отражены в работах П.Сраффа, Дж.Робинсон, И.Шумпетера Э.Чемберлина, и других исследователей и ученых, исследовавших механизм функционирования рынка монополий, их отрицательные и позитивные последствия для общества, а также динамические аспекты и эффективность монополий по сравнению с рынками-конкурентами.
Основные исследования проблем монополии и конкуренции, их диалектического единства и соотношения в рамках капиталистического производственного способа были представлены также в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. важный взгляд на проблему конкурентной политики и конкуренции был отражение в работах представителей неолиберального (Ф.Хайек, В.Ойкен, Л.Эрхард) и институционального (Дж.Гэлбрейт, Ф.Перру) направлений мысли экономики.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из двух глав, а также из введения и заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие рынка, свободной конкуренции и монополии: общая характеристика
1.1. Монополия и свободная конкуренция: общая характеристика рыночных отношений
Область коммерческих отношений - это конкурентная среда, где последняя – это один из основополагающих факторов мотивации деятельности покупателей и продавцов. Правовое и организационное регулирование этой ситуации. Определяющее состояние структуры рынка, осуществляется в процессе конкуренции при помощи экономических средств в результате закономерности экономики рыночного развития.
Вмешательство государства в процесс ценового образования в условиях рынка, поскольку это практически исключает конкуренцию, что в итогов счете полностью уничтожает рынок. Исключением является только чистая монополия, когда государству необходимо осуществлять наиболее жесткий контроль над состоянием цен на конкретные товары. В этих обстоятельствах применяется вмешательство со стороны администрации. Арбитраж, антимонопольные структуры государства, а также органы государства по защите экономических и социальных интересов этого государства используют действующие законодательные акты и, тем самым, обеспечивают правовое регулирование отношений в сфере рынка.
Конкуренция - это борьба между товарными производителями, между товарными поставщиками (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «прибыль» от потребителя. Конкуренция – это определенная борьба поставщиков и товаропроизводителей за самые выгодные производственные условия, а также сферы приложения капитала, источники сырья и рынки сбыта. Конкуренция – это, по сути, «невидимая рука», регулирующая все хозяйство общества. Конкуренция – это один из самых важных способов повышения эффективности, как целой системы экономики, так и всех ее звеньев.
Конкуренция - это цивилизованная форма борьбы за выживание, которая является сильнейшим способом постоянного стимулирования трудовых коллективов и работников. Благодаря экономической свободе, а также сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит административно-командную, в которой конкуренция не может существовать.