ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.1 СОВОКУПНЫЙ СПРОС, ЕГО СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.2 СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО
1.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
2.1 АНАЛИЗ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
2.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РОССИИ
2.3 ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для понимания рыночной экономики необходимо разобраться в рыночном механизме, в основе которого лежат категории спроса и предложения. Фундаментальными понятиями микроэкономики являются спрос и предложение. Они являются важнейшими рычагами в рыночной экономике, т.к. ценообразование на рынке складывается именно в зависимости от спроса и предложения. И нужно понимать, что данные категории имеют важное значение и на микро-, и на макроуровне. При работе над данной курсовой ставили перед собой цель рассмотреть и проанализировать самые важные факторы спроса и предложения, выяснить их влияние на объемы и величины спроса и предложения. И затронем, и проанализируем проблемы изменения факторов спроса и предложения. В наше время, практически ни одна организация не может успешно действовать на рынке без информации о спросе и предложении. Анализ данной информации позволяет делать правильные выводы о необходимости насыщения рынка тем или иным товаром и его ценообразованием. В анализе микро- и макроэкономике применяется метод равновесия. В исследовании микроэкономических процессов этот принцип выступал как постулат о равенстве спроса и предложения на том или ином товарном рынке, а также равенстве спроса и предложения на всех взаимосвязанных между собой рынках – товаров, труда, капитала.
При исследовании экономики на макроуровне речь идет не об индивидуальном спросе и отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Иными словами, конкретные товары объединяются в совокупную массу товаров, выраженную не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а виде совокупного платежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос населения, фирм и государства, начисляемый обычно в масштабе года, с другой стороны, это предложение годового национального продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического управления посвящено немало исследований. Огромный вклад в становление и развитие стратегического менеджмента внесли И. Ансофф, М. Портер, А. Томпсон, О. Виханский, Р. Фатхутдинов и другие.
Объектом исследования в данной работе является структура совокупного спроса и совокупного предложения, и их равновесие в национальной экономике.
Предметом исследования в данной работе является совокупный спрос и совокупное предложение.
Целью работы является: методы анализа и оценки спроса и предложения.
Задачи исследования:
- изучить совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие;
- определить совокупное предложение и факторы, влияющие на него;
- изучить взаимодействие совокупного спроса и предложения;
- изучить анализ общего экономического равновесия;
- определить факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение в России;
- изучить влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику России.
Методы исследования: системный и структурно–функциональный подходы, статистический анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
-
Теоретические основы анализа совокупного спроса и совокупного предложения
1.1 Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие
В экономической литературе существует значительное количество определений понятия "совокупный спрос". Исследователь Л.Г. Киселева определяет совокупный спрос как количество товаров и услуг, которые правительства, предприятия и потребители готовы приобрести при данном уровне цен [1, с. 18].
Е.Б. Ермишина определяет совокупный спрос как набор конечных услуг и товаров, которые правительства, предприятия и потребители готовы приобрести при заданном уровне цен [3, с. 29].
По мнению О.В. Васильевой и М.С. Пантелеевой совокупный спрос - это совокупный спрос, включающий общие планируемые расходы макроэкономических субъектов на приобретение конечных услуг и товаров, производимых в экономике, по любой возможной цене в течение определенного периода времени [8, с. 121].
М.О. Лихачев пишет, что сумма всех расходов на приобретение конечных товаров и услуг представляет собой общий спрос, отражающий взаимосвязь между общим объемом производства, требуемым макроэкономическими субъектами, и общим уровнем цен. Общий спрос, по словам Л.Б. Иванова, показывает истинную ценность национального производства, в котором при любом возможном уровне цен правительство, компании и потребители готовы покупать [4, с. 55].
Основываясь на приведенном выше определении, можно сделать вывод, что общий спрос является отражением взаимосвязи между общим объемом производства, требуемым макроэкономическими субъектами, и общим уровнем цен в экономике, а его величина представляет собой общую стоимость конечных товаров и услуг.
Совокупный спрос - это спрос на товары и услуги, выраженный в валюте населением, предприятиями, странами и зарубежными странами. Это абстрактная модель взаимосвязи между уровнем цен и фактическим объемом производства в стране. Общей особенностью этой модели является то, что чем ниже уровень цен на сырьевые товары, тем больше фактических количеств могут приобрести покупатели национального производства.