Введение
1. Общая характеристика специальной психологии
2. Связь специальной психологии с другими отраслями психологии
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: gotovoe
Год: 2023 | Страниц: 10
Введение
1. Общая характеристика специальной психологии
2. Связь специальной психологии с другими отраслями психологии
Заключение
Список литературы
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы, а также различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.
В центре внимания специальной психологии – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.
Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.
Задачами специальной психологии являются:
- научно-исследовательская – описание феноменов нарушенного психического развития, закономерностей развития познавательной, личностной, социальной сферы детей и подростков, перенесших депривацию, и особенностей становления видов деятельности;
- диагностическая – определение с помощью психодиагностических средств (наблюдения, различных видов эксперимента) индивидуального своеобразия нарушенного психического развития. Итогом реализации этой задачи является психологическая характеристика возможностей адаптации ребенка на основе знания о его индивидуально-типологических особенностях, знаниях, умениях, навыках и уровня освоения ведущего вида деятельности и уровня сформированности высших психических функций;
- коррекционная – разработка и внедрение научно обоснованных психокоррекционных методов обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием; в узком смысле слова данная задача характеризует все коррекционные пробы и занятия, которые психолог проводит с ребенком с целью повышения его адаптированности, развития умений общения с группой, навыков самоконтроля и саморегуляции;
- терапевтическая – оказание эмоциональной поддержки, создание благоприятной социально-психологической атмосферы для развития ребенка, снятие излишнего эмоционально-психологического напряжения в группе, членом которой является ребенок. В первую очередь речь идет о семье ребенка с нарушениями психического развития, ведь именно эта группа несет большую часть забот о нем; следовательно, такая семья нуждается в особой, психотерапевтической, помощи, которая будет оказываться и самому ребенку с особыми образовательными потребностями, и другим членам семьи – как взрослым, так и детям.
Цель работы – рассмотреть связи специальной психологии с другими отраслями психологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- дать характеристику специальной психологии;
- изучить связь специальной психологии с другими отраслями психологии.
Возникновение специальной психологии (от греч. specialis – особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. ХХ столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Однако это было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя результаты изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
До этого времени специальная психология являлась неотъемлемой частью дефектологии (от лат. defectus – недостаток и греч. λόγος – учение, наука) – науки о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. Изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, со сложной структурой дефекта; разрабатывает научно обоснованные медико-психолого-педагогические коррекционные воздействия применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном развитии.
Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2019. - 323 c.
Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. Выпуск 2. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2018. - 300 c.
Антипова, Ж.В. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. Выпуск 3 / Ж.В. Антипова. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2019. -681c.
Виноградов, Н.Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. (Пособие для экзамена). Лекции, читанные на Высших женских курсах. Ч. 1 / Н.Д. Виноградов. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 936 c.
Виноградов, Н.Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. Лекции, читанные на Высших женских курсах в 1913-1914 уч. г. Ч. 2 / Н.Д. Виноградов. - Москва: ИЛ, 2020. - 504 c.
Виноградов, Н.Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. Часть 1 / Н.Д. Виноградов. - М.: ЁЁ Медиа, 2019. - 835 c.
Виноградов, Н.Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. Часть 2 / Н.Д. Виноградов. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 109 c
Глухов, В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2019. - 256 c.
Глухов, В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2018. - 296 c.
Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2019. - 291 c.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!