Реферат|Психология

Специальная психология

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 10

Введение

1. Общая характеристика специальной психологии

2. Связь специальной психологии с другими отраслями психологии

Заключение

Список литературы

 

 

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы, а также различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.

В центре внимания специальной психологии – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.

Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.

Задачами специальной психологии являются:

- научно-исследовательская – описание феноменов нарушенного психического развития, закономерностей развития познавательной, личностной, социальной сферы детей и подростков, перенесших депривацию, и особенностей становления видов деятельности;

- диагностическая – определение с помощью психодиагностических средств (наблюдения, различных видов эксперимента) индивидуального своеобразия нарушенного психического развития. Итогом реализации этой задачи является психологическая характеристика возможностей адаптации ребенка на основе знания о его индивидуально-типологических особенностях, знаниях, умениях, навыках и уровня освоения ведущего вида деятельности и уровня сформированности высших психических функций;

- коррекционная – разработка и внедрение научно обоснованных психокоррекционных методов обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием; в узком смысле слова данная задача характеризует все коррекционные пробы и занятия, которые психолог проводит с ребенком с целью повышения его адаптированности, развития умений общения с группой, навыков самоконтроля и саморегуляции;

- терапевтическая – оказание эмоциональной поддержки, создание благоприятной социально-психологической атмосферы для развития ребенка, снятие излишнего эмоционально-психологического напряжения в группе, членом которой является ребенок. В первую очередь речь идет о семье ребенка с нарушениями психического развития, ведь именно эта группа несет большую часть забот о нем; следовательно, такая семья нуждается в особой, психотерапевтической, помощи, которая будет оказываться и самому ребенку с особыми образовательными потребностями, и другим членам семьи – как взрослым, так и детям.

Цель работы – рассмотреть связи специальной психологии с другими отраслями психологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- дать характеристику специальной психологии;

- изучить связь специальной психологии с другими отраслями психологии.

 

Общая характеристика специальной психологии

Возникновение специальной психологии (от греч. specialis – особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. ХХ столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Однако это было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя результаты изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

До этого времени специальная  психология являлась неотъемлемой частью дефектологии (от лат. defectus – недостаток и греч. λόγος – учение, наука) – науки о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. Изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, со сложной структурой дефекта; разрабатывает научно обоснованные медико-психолого-педагогические коррекционные воздействия применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном развитии.

 

Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2019. - 323 c.

Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. Выпуск 2. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2018. - 300 c.

Антипова, Ж.В. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. Выпуск 3 / Ж.В. Антипова. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2019. -681c.

Виноградов, Н.Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. (Пособие для экзамена). Лекции, читанные на Высших женских курсах. Ч. 1 / Н.Д. Виноградов. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 936 c.

Виноградов, Н.Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. Лекции, читанные на Высших женских курсах в 1913-1914 уч. г. Ч. 2 / Н.Д. Виноградов. - Москва: ИЛ, 2020. - 504 c.

Виноградов, Н.Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. Часть 1 / Н.Д. Виноградов. - М.: ЁЁ Медиа, 2019. - 835 c.

Виноградов, Н.Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. Часть 2 / Н.Д. Виноградов. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 109 c

Глухов, В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2019. - 256 c.

Глухов, В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2018. - 296 c.

Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2019. - 291 c.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2015 год 17 стр.
Реферат Психология малых групп (по Майерсу)
Telesammit
Реферат Психология
2015 год 18 стр.
Реферат Психология влияния
Telesammit
Реферат Психология
2018 год 26 стр.
Реферат Психология зависимости
Telesammit
Реферат Психология
2018 год 21 стр.
Реферат Психология деятельности А.Н. Леонтьева
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское