Введение
1. Проблема совершенствования федерального законодательного регулирования организации исполнительных органов государственной власти субъектов России (предложения о законопроектной деятельности)
2. Коллизии в регулировании организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
3. Юридическая природа нормативно-правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Федеративный характер Российского государства предполагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Разделение полномочий происходит как по горизонтали (на три ветви власти), так и по вертикали (между Федерацией и регионами). Федерализм предполагает сложный характер взаимоотношений между носителями публичной власти и обусловливает децентрализацию государственного управления. Нельзя не отметить, что как в России, так и в других странах постоянно обсуждаются плюсы и минусы федеративного и унитарного устройств государств. Но в любом случае децентрализация и деконцентрация государственной власти являются признанными условиями ее эффективности.
Регулирование организации исполнительной власти на уровне субъектов РФ, осуществленное в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. (с изм. и доп.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», нуждается в усовершенствовании, поскольку является недостаточным.
Конституция РФ достаточно скупо относится к вопросам организации государственной власти в регионах. Помимо упомянутой статьи 77, есть еще несколько статей, фиксирующих лишь общие черты организации носителей власти. Так, статья 5 определяет качественный состав нашей Федерации, указывая на их равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Выделены также принципы федеративного устройства.
Цель работы – раскрыть сущность и содержание нормативных правовых актов, регламентирующих организацию исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, отметить основные проблемы, сделать предложения, направленные на совершенствование теории и правовой практики.
Выбранная тема реферативной работы весьма актуальна в современных условиях, когда в России осуществляются административные реформы, и закладываются основы правового государства.
1. Проблема совершенствования федерального законодательного регулирования организации исполнительных органов государственной власти субъектов России (предложения о законопроектной деятельности)
Регулирование организации исполнительной власти на уровне субъектов РФ, осуществленное в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. (с изм. и доп.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», нуждается в усовершенствовании, поскольку является недостаточным.
В указанном Законе статус высшего органа исполнительной власти субъекта РФ определяется весьма схематично и во многом через отсылочные статьи. Так, в нем сказано: «Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации» (п. 3 ст. 20).
В Законе устанавливаются также некоторые основополагающие принципы организации, функции и перечень, включающий пять-шесть важнейших (обязательных) полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Общий объем федерального регулирования статуса высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ составляют две статьи (ст. 20, 21) данного Закона. Поэтому основная часть правовых норм об организации и деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ «приходится» на законодательство субъекта РФ. Можно согласиться с точкой зрения, что этого явно недостаточно. Создаются предпосылки для возникновения противоречий федерального законодательства и основывающегося на нем законодательства субъектов РФ в рассматриваемой сфере. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. высшее должностное лицо субъекта РФ является одновременно руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (п. 3, 4 ст. 18 Федерального закона). Однако на практике во многих субъектах РФ «копируется» федеральная модель с ее фактическим раздвоением института главы исполнительной власти. Это проявляется по многим параметрам.
Во-первых, вследствие неоднозначности федерального регулирования в законодательстве многих субъектов РФ наряду с должностью высшего должностного лица субъекта РФ (он же руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) учреждена и должность председателя правительства (премьер-министра, др.), также являющегося, по сути, руководителем (непосредственным) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. При этом согласно законодательству субъектов РФ высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в состав этого самого органа не входит (не включается).