Актуальность исследования анализа производства и реализации продукции обусловлена тем, что основной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Для получения чистой прибыли, достаточной для дальнейшего развития предприятия, необходима организация производства определенной продукции и ее сбыт. Хозяйствующий субъект должен на основе анализа рынка, наличных у него ресурсов и планов развития, выбрать какую продукцию целесообразно выпускать именно в данный момент на конкретном рынке, каким должен быть ассортимент выпускаемой продукции, какого уровня качество, по какой цене его лучше продавать. Для ответа на все эти и многие другие вопросы необходимо проведение анализа производства и реализации продукции. Анализ производства и реализации продукции является основой для нахождения путей увеличения объёмов производимой продукции по сравнению с конкурентами, расширения доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, улучшения её качества, и, как результат, увеличения прибыли предприятия.
Изучению показателей деятельности предприятий, в том числе анализу производства и реализации продукции посвящено множество работ отечественных и зарубежных ученых. Все они сходятся во мнении необходимости изучения динамики, структуры, ассортимента выпускаемой продукции, выявлении факторов, влияющих на объем произведенной и реализованной продукции.
Цель работы – на основе изучения теоретических, методических и нормативных материалов исследовать фактический объем и структуру производства и реализации продукции в АО «Кировская керамика» и разработать направления повышения эффективности производства и реализации продукции.
Для достижения цели в исследовании поставлены следующие задачи:
- изучить содержание и задачи анализа производства и реализации продукции;
- определить систему показателей, характеризующих объем производства и реализации продукции;
- установить пути увеличения объема производства и реализации продукции;
- исследовать организационно-экономическую характеристику предприятия АО «Кировская керамика»;
- провести анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции АО «Кировская керамика» за 2017-2019 гг.;
- провести анализ факторов изменения объема реализации продукции;
- определить направления повышения эффективности производства и реализации продукции.
Объектом исследования является Акционерное общество «Кировская керамика» – один из самых крупных российских производителей санитарных керамических изделий. Адрес предприятия: 249440, Калужская область, г. Киров, ул. М. Горького, д. 46.
Предметом исследования являются показатели производства и реализации продукции АО «Кировская керамика».
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономического анализа. В данной работе автор опирался на работы таких ученых, как Г. В. Савицкая, Л.В. Пугачева, Н.А. Грачева, Ш.Д. Габибов, Г.К. Габдуллина, Н.А. Лытнева, А.Е. Ефимова и других. Также использовались материалы научно-практических конференций, периодические издания, нормативно-правовые акты, Интернет-ресурсы.
Эмпирическая база исследования представлена финансовой отчетностью АО «Кировская керамика» и авторскими расчетами показателей, проведенными на основе данной отчетности.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнение, анализ, аналитическая группировка данных, графическое изображение, горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчётности, метод факторного анализа и др.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа производства и реализации продукции.
Во второй главе проведен анализ производства и реализации продукции в АО «Кировская керамика».
В третьей главе разработаны направления повышения эффективности производства и реализации продукции АО «Кировская керамика».
В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Содержание и задачи анализа производства и реализации продукции
Производство представляет собой процесс человеческой деятельности, в результате которой создаются материальные блага, способные удовлетворить потребности людей. Производство можно представить в виде преобразования ресурсов в готовый товар или услугу. Процессы обмена, передачи и распределения также не следует относить в понятие производство, это этапы производственного процесса, но не его сущность.
Хозяйствующие субъекты самостоятельно планируют свою производственную деятельность. В основе таких планов лежит изучение спроса на рынке на определенные товары и услуги, подписанные договора с потенциальными потребителями, поиск наиболее выгодных условий сотрудничества с поставщиками ресурсов для производства [15, c. 348].
Объем произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг являются основными показателями, характеризующими деятельность организации. Анализ этих показателей имеет большое значение для оценки деятельности предприятия, как на этапе планирования производства, так и на этапе выполнения планов [19, c. 63].
Для расчета прибыли от продаж очень важен объем реализованной продукции. От этого показателя во многом зависит финансовый результат организации [10, c. 176].
В ходе написания курсовой работы было изучено большое количество литературных источников по экономическому анализу. Можно сделать вывод, что единого мнения у современных авторов нет как на определение содержания, так и цели анализа производства и реализации продукции. В таблице 1 представлены различные мнения авторов.