Обеспечение социального благополучия граждан и предоставление доступа к социальным услугам – главная функция государства. Современное общество требует нового подхода к организации рынка социальных услуг, а Россия не остается в стороне, внедряя инновационные методы. Развивая законодательную базу в области социального обслуживания и социальной защиты, государство активно привлекает некоммерческие организации для оказания помощи гражданам.
Актуальность темы исследования в том, что социальное обеспечение населения – неотъемлемая часть развития общества. Каждый гражданин имеет право на социальные услуги, которые должны быть доступными и качественными. Однако, при таком разнообразии и многообразии потребностей социальных групп, государству трудно обеспечить всем гражданам необходимую помощь. Именно поэтому важно вовлечение некоммерческих организаций, которые специализируются в оказании сопровождения, консультаций и поддержки в различных областях.
Следует отметить, что государство активно поддерживает некоммерческий сектор, предлагая различные формы грантов и субсидий. Этим обеспечивается не только постоянная помощь гражданам, но и стимулируется развитие некоммерческой сферы, создаются новые рабочие места. Кроме того, сотрудничество с некоммерческими организациями позволяет повысить качество предоставления социальных услуг и учесть особенности каждого отдельного случая.
Таким образом, государство и некоммерческий сектор в сотрудничестве могут решить сложные социальные проблемы и обеспечить социальное благополучие граждан. Развитие этого партнерства является необходимым условием для создания справедливого и равноправного общества.
В новых экономических условиях страны все больше обращают внимание на сектор социально ориентированных некоммерческих организаций. Они играют важную роль в повышении качества жизни населения и реализации социальной политики государства. В своей работе они успешно используют ресурсы и снижают государственные расходы. Опыт других стран свидетельствует об эффективности таких организаций в различных сферах, включая социальную сферу, инновации и привлечение инвестиций. Благодаря им общество сохраняет и приумножает свой образовательный, интеллектуальный и духовный потенциал.
Цель исследования – провести анализ статистических показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Российской Федерации.
Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
- провести монографическое исследование социально ориентированных некоммерческих организаций;
- изучить статистическую документацию по деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций
- оценить основные социально-экономические показатели;
- провести структурно-динамический анализ показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
Объект исследования – социально ориентированные некоммерческие организации Российской Федерации.
Предмет исследование – статистические показатели деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
В ходе проводимого исследования нашли свое применение следующие методы: монографическое исследование, изучение нормативных источников анализ и синтез, анализ и синтез, абсолютные и относительные величины, построение графиков и таблиц, сравнение и обобщение и другие.
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций
-
Монографическое исследование социально ориентированных некоммерческих организаций
В современных условиях члены общества ежедневно ощущают влияние различных факторов на свою жизнь – это изменения в экономике, политике и общественной сфере. Все эти процессы оказывают непосредственное воздействие на жизнь граждан и вызывают необходимость адаптироваться к новым условиям. В таких ситуациях особую роль играет право граждан на объединения и их способность к самоорганизации, взаимодействию и влиянию на принятие решений. Это особенно актуально в переходных периодах развития общества, когда необходимо создавать организационно-упорядоченные объединения граждан для формирования гражданского общества [6, с. 284].
Некоммерческие организации выступают ключевыми игроками в таких процессах, поскольку их деятельность направлена на поддержку объединения граждан и осуществление их прав на самоорганизацию и взаимодействие. Через создание организационно-упорядоченных структур, эти организации способствуют формированию гражданского общества, где граждане имеют возможность активного участия в общественной жизни и принимать решения, влияющие на их жизнь и будущее. На этом пути они оказывают неоценимую помощь в обеспечении сбалансированного и устойчивого развития общества.
Социально ориентированные некоммерческие организации занимают особое место в реализации социальной политики Российской Федерации. По своей природе они являются институтами, созданными для достижения социально полезных целей и решения общественно важных задач.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека [1]. В контексте этой политики, социально ориентированные некоммерческие организации занимают превалирующую позицию. Именно они активно ведут работу по улучшению качества жизни граждан, поддержке уязвимых групп населения и реализации социальных инициатив. Организации такого типа сосредотачиваются на решении таких проблем, как бедность, бездомность, социальная справедливость и доступность образования и медицинских услуг.
Согласно статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7 социально ориентированными некоммерческими организациями признаются: «некоммерческие организации, созданные в законодательно установленных формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также иные виды деятельности, установленные законом» [2].
Дворядкина Е.Б. определяет социально ориентированные некоммерческие организации, как: «организации, создаваемые для благотворительной и социальной поддержки населения, защиты прав и свобод граждан, в том числе в условиях преодоления последствий стихийных бедствий, экологических или иных катастроф, профилактики несчастных случаев и социально опасных форм поведения населения, улучшения морально-психологического состояния граждан, а также культурной, образовательной, физкультурно-оздоровительной и иной социально значимой деятельности, осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий или средств потребителя, на уровне, обеспечивающем не только самофинансирование, но и повышение конкурентоспособности этих организаций на рынке, с использованием имущества, находящегося в собственности или пользовладении, а также инновационных технологий и объектов интеллектуальной собственности, позволяющих увеличить социальный эффект деятельности с минимальными материальными затратами» [5, с. 5].