Актуальность темы исследования. Тема уровня и качества жизни или благосостояния населения постоянно вызывает повышенный интерес, поскольку она непосредственно затрагивает жизненно важные вопросы существования каждого человека независимо от его национальной и религиозной принадлежности, политических взглядов, социального статуса, политического устройства общества и т.д. Изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития общества в целом. Проблема повышения уровня и качества жизни для современной России наиболее актуальна. Уровень жизни населения играет роль важнейшей интегральной характеристики социально-экономической системы в условиях ее трансформации и развития, показывает, как те или иные изменения в обществе влияют на различные группы населения. Все это обусловило выбор темы курсовой работы.
Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня и качества жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Количественные показатели не всегда отражают реальное положение дел. Для оценки условий и уровня жизни, а также для характеристики социально-экономического развития количественных показателей оказывается недостаточно. Такие показатели, как «качество жизни», «уровень жизни» и другие обычно используются для оценки благосостояния населения. Сложность в оценке качества жизни населения и его уровня обуславливает необходимость создания эффективной системы статистических показателей, осуществляющих наиболее простую оценку жизни населения, другими словами ее можно назвать специальным набором социально-экономических индикаторов уровня жизни населения.
Объектом исследования является уровень и качество жизни населения. Предметом исследования являются пути повышения уровня жизни населения Российской Федерации. Цель курсовой работы – на основе анализа уровня жизни населения Российской Федерации выявить и обосновать основные пути его повышения. Для достижения указанной цели поставлены основные задачи исследования:
- изучить понятие и виды уровня жизни;
- исследовать показатели уровня и качества жизни населения, дать экономическую оценку;
- провести анализ показателей уровня и качества жизни населения в России;
- выявить основные проблемы повышения уровня и качества жизни населения в России;
- охарактеризовать направления повышения уровня и качества жизни населения в Российской Федерации.
Методами исследования в работе стали анализ источников и научной литературы; обобщение отечественной и зарубежной практики; моделирование изучаемого явления; сравнение (компаративистский метод); наблюдение.
Информационной базой курсовой работы являются нормативно-правовые документы, теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов, статистические данные.
Структура работы. Курсовая работа включает: введение, две главы, вывод, список литературы. Первая глава посвящена теоретико-методическим основам оценки уровня и качества жизни населения. Во второй главе работы проведен анализ уровня жизни населения в Российской Федерации.
- ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие и виды уровня жизни
Одним из важнейших направлений государственной политики является социальная сфера, а именно содействие повышению уровня и качества жизни населения своей страны. Понятие «уровень жизни» чаще рассматривается как социально-экономическая категория, которая отражает степень развития и уровень удовлетворения основных жизненных потребностей человека: материальных, духовных, социальных.
Впервые понятие «уровень жизни» было введено К. Марксом в работе «Заработная плата, цена и прибыль» и рассматривалась как социально-экономическая характеристика уровня и степени удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения.
В современном понимании используют различные трактовки этого понятия: от философских до формально-статистических [20, c. 928].
Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева рассматривают «уровень жизни» как уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей, обычно определяется величиной ВВП или ВНП на душу населения, средними доходами семьи, человека в сравнении с прожиточным минимумом в данной стране и в других странах, с потребительским бюджетом семьи [3, c. 112].
Е.Ю. Коротаева считает, что уровень жизни – это экономическая категория, которая выражает уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами [21, c. 20].
Ю.А. Анохина выделяет три ключевых аспекта понятия уровня жизни населения: благосостояние населения; накопление человеческого капитала; уровень человеческого развития [4, c. 178].
Ю.Ю. Дащенко считает, что в научной литературе понятие уровня жизни чаще всего связано с такими понятиями как: потребление, производство, доходы, стоимость жизни [14, c. 31].
Г.М. Дендак предполагает, что уровень жизни, как экономическая категория, включает в себя систему показателей: текущее состояние здравоохранения и образования, условия жизни и среды обитания [16, c. 25].
Специалисты различных направлений сегодня изучают показатели качества и уровня жизни, используя его в качестве критерия уровня социально-экономического развития государства и региона. В таблице 1 обобщим существующие подходы к понятию «качество жизни».
Таблица 1 – Основные теоретические подходы к исследованию уровня и качества жизни
Направление
|
Сущность понятия качество жизни
|
Представители
|
Философский подход
|
удовлетворенность уровнем реализации духовных, культурных потребностей в условиях социума
|
А.Мишелл, С. Маккол, Н.М.Римашевская, Е.В.Давыдова и др.
|
Экономический подход
|
степень удовлетворения материальных, духовных потребностей и социальных интересов различных групп людей
|
С.А. Айвазян, Р. Арон, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер, Ж. Фурастье Т. Адорно и др.
|
Медицинский подход
|
сохранение и воспроизводство жизни и здоровья человека за счет пропаганды здорового образа жизни; формирования нормативно-правовой базы развития современного здравоохранения; системы первичной медицинской помощи
|
Всемирная организация здравоохранения, В.Н. Кирой, Ю.Л. Шевченко, С.П. Лысенков и др.
|
Географический подход
|
интегральное явление, определяемое экономическими, социальными, политическими, экологическими, природными и другими условиями жизнедеятельности, здоровьем человека, субъективной оценкой индивида различных сторон своей жизни
|
Д.Г. Давыдов, Р. Бауэр, М. Хагерти и др.
|
Экологический подход
|
создание условий, при которых не только не нарушается окружающая среда и сохраняются природные ресурсы, необходимые для существования будущих поколений
|
У. Бек, Д.М. Гвишиани, В.И. Данилов-Данильян, Н.Н. Моисеев и др.
|
Психологический подход
|
удовлетворенность человека своей жизнью, выражается в уровне и степени реализации его потребностей
|
А. Кэмбелл, П. Конверс, К. Роджерс, Э. Фромм и др.
|