Курсовая работа|Системный анализ

Женские и мужские особенности рефлексивно-биографического анализа своей жизни

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 30

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИВНО-БИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЖИЗНИ

§ 1. Понятие рефлексивно-биографического анализа

§ 2. Особенности рефлексивно-биографического анализа у мужчин и женщин.

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ) ИССЛЕДОВАНИЙ

§ 1. Обзор теоритической статьи авторства М.В. Семенихиной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

Список используемой литературы

 

На сегодняшний день психологическая и педагогическая наука обращает особое внимание на анализ особенностей мужской и женской психики, а конкретно на исследование особенностей рефлексии собственной жизни у обоих полов. Все больше исследователей обращают внимание на особенности рефлексии, анализа и самоанализа собственных чувств и эмоций у людей разных полов и возрастов [1]. Особенный интерес современных психологов-исследователей занимает изучение различий и степени рефлексии и ее особенностей у обоих полов. Данному аспекту посвящено множество исследований. Очевидно, что резко возросший интерес к психоанализу и самоанализу продиктован всеобщей компьютеризацией и глобализацией.

Сегодня каждому человеку стали доступны современные научные исследования и литературные источники, где он может найти ответы на все волнующие вопросы[2]. Все больше людей занимаются самоанализом и рефлексией собственных чувств и эмоций, для сохранения здоровой психики и физической составляющей, поскольку ряд физических проявлений болезней связан именно с психологической стороной вопроса. В связи с возросшими потребностями населения в психоанализе и самоанализе своих чувств и эмоций, появилась необходимость активного развития данного направления исследователями этой области[ 2].

Рефлексивно-биографический анализ своей жизни как частный вид и направление рефлексии, обычно, согласно исследованиям, проявляется в анализе и расстановке оценок своего жизненного пути и всех событий, оказавших какое-либо влияние на дальнейшую жизнь индивида.

Рефлексивно-биографический анализ является ключевым, системообразующим фактором жизненного пути любого индивида.

Рефлексивно-биографический анализ обычно проявляется у человека к закату жизни, примерно в возрасте 60-70 лет, в некоторых случаях позже или раньше. В ходе подобного анализа человек рефлексирует-то есть осознает и анализирует пережитые эмоции и чувства, устанавливает их этиологию, способы реагирования. Если речь идет о рефлексивно-биографическом анализе, то становится очевидным, что человек анализирует собственную жизнь (ее прошедший промежуток) и дает оценку действиям. Чаще всего при этом человек испытывает апатию и чувство грусти, а иногда удовлетворение и спокойствие[2].

Область ее проявления - события и фазы развития в жизненном пути человека, когда актуализируются возможности саморазвития, а жизненные изменения осознаются как условия смысла жизни[4].

Актуальность исследования.

Актуальность выбранной нами темы курсовой работы может быть обоснована тем, что проблема биографической рефлексии как ресурса личностного развития, даже на сегодняшний день изучена недостаточно и далека от своего логического разрешения[3].

Особенно интересен процесс изучения библиографической рефлексии в рамках различия особенностей этого процесса у разных полов.

Целью курсовой работы является изучение библиографической рефлексии в рамках различия особенностей этого процесса у разных полов.

Для достижения поставленной нами цели исследования необходимо решение следующих задач:

– исследовать понятие рефлексии и самоанализа

– установить особенности рефлексивно-биографического анализа у мужчин и женщин

– изучить этиологию рефлексии

–рассмотреть рефлексию как психологический ресурс в рамках поиска смысла жизни индивидами

–осуществить обзор современных литературных теоритических источников по теме исследования

–осуществить обзор и анализ современных эмпирических (экспериментальных) исследований

При подготовке курсовой работы были использованы следующие методы :

–анализ теоритических (литературных) источников

–анализ современных эмпирических (экспериментальных) исследований

–сравнение процесса биографической рефлексии у разных полов (мужчин и женщин)

–обобщения и систематизации

Нормативная правовая база курсовой работы представлена научной литературой и теоритическими сведениями современных ученых, а также эмпирическими (экспериментальными) исследованиями по теме.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, разделенных на несколько параграфов, заключение и список используемой литературы.

 

ГЛАВА 1. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИВНО-БИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЖИЗНИ

§ 1. Понятие  рефлексивно-биографического анализа

Прежде чем говорить о понятии рефлексивно-биографического анализа, необходимо  верно и четко установить значение следующих терминов, а именно:

-рефлексия

-биографический анализ

-самоанализ

Понимание данных терминов является ключом для верной интерпретации словосочетания «рефлексивно-биографический анализ».

Согласно данным современных научных психологических источников, под рефлексией человека понимают процесс  его самопознания, самостоятельного анализа внутренних психических актов и состояний, а конкретно собственных эмоций и чувств. Также под рефлексией современные ученые понимают процесс установления человеком собственных чувств и эмоций, желаний. Впервые термин рефлексия возник в философской науке, под ним философы понимали долгий и объемный, постепенный процесс размышлений конкретного человека о явлениях, протекающих в его сознании[2].

Французский философ, математик и механик Р. Декарт понимал под рефлексией способность человека полностью сосредоточиться на собственном внутреннем мире, своих эмоциях и желаниях, мыслях и чувствах. Под рефлексией Р. Декарт понимал полное абстрагирование от всего материального и телесного, для ученого рефлексия-это акт погружения в собственное «Я» [ 5].

Мысли французского философа также поддерживал и Дж. Локк , который в своем учении все-таки разграничил два ключевых понятия:

-ощущение

-рефлексия

Поскольку считал последнюю особым, отличным от других источником достоверных знаний и мире и бытие[9].

Данная формулировка рефлексии стала ключевой аксиомой уже современного направления-интроспективной психологии. В данном учении и представлении исследователей, было неверно интерпретирована способность человека к самоанализу. Было искажено представление об испытываемых им фактах, чувствах и эмоциях[11].

В современной психологической и педагогической науке рефлексия выступает в роли формы осознания и анализа субъектом рефлексии (индивидом или целым социумом) объектов рефлексии (чувств, эмоций, переживаний и т.п)

Необходимо учитывать, что рефлексия — это не просто изучение индивидом (субъектом рефлексии)  самого себя, но и  дальнейшее выяснение того, как окружающие рефлексирующего индивида люди характеризуют его :

–что думают о нем

–как отзываются

–как интерпретируют его поступки и ряд других вопросов[13].

В случае, если в процесс рефлексии вовлечена сразу группа людей или целый социум (общество) развивается новая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения.

 

1. Алексеев Н. Г., Ладепко И. С. Направления изучения рефлексии / Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987.-С. 3-13.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1969. —338 с.

3.Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1975. -550 с.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. -336 с.

5. Косинцева Ю.Ф. Инновационное образование как социокультурный феномен: социологический подход// Становление личности в условиях развивающей среды инновационной школы / под ред. Д.В. Тырсикова., Н.М. Швалевой. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. С. 33-45.

6. Бизяева А.А. Психология думающего учителя. Педагогическая рефлексия. Псков 2004, стр.208

7. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970.-135 с.

8. Варламова Е.П., Степанов C.IO. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1997. -No 5. -С. 28-44.

9. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т.-М., 1984.-Т. 4.-433 с.

10. Гусева В. Но сами мы должны уметь анализировать свою работу! // Первое сентября. 2002. No38. С.2.

11. Гуткина Н.И. (1983). Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. –М.

12. Зак А.З. Проблемы психологического изучения рефлексии / А.З. Зак // Исследование речи-мысли и рефлексии. Психология. -Вып. 10. -Алма-Ата, 1979. -С. 519.

13. Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. —В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982, с. 152 —162.

14. Кант И. (1966). Критика способности суждения. –Соч. Т. 5. –М.

15. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: ИП РАН, 2002. -304 с.

16. Калашникова Н. А. Рефлексия как принцип философского мышления. Дис. канд. филос. наук. Волгоград, 2006. -35 с.

17. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. -Мн.: Высшая школа, 2002. -95с.

18. Ладенко И. С, Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1989.-315 с.

19. Леонтьев А.Н. (1957). Проблема развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР.

20. Лисина М.И. (1982).Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. -No4.

21. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Фолио, ACT, 2000. -846 с.

22. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. –М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002.

23. Митюшин А.А. (1983). Рефлексия. –В кн.: Философский энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия. С.579-580.

24. Россохин, А.В. Внутренний диалог и его связь с рефлексией / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова // Вопросы психологии.2008. -No4. -С. 3-14.

25. Рубинштейн С.Л. (1997). Избр. философско-психологические труды. М.: Наука.

26. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие. –М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

27. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. -1983. -No 2. -С. 35 -42.

28. Слободчиков В. И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. -1990. -No 3.-С.25-36.

29. Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение : новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель (Россия). –2000. –No 1. –С. 25-27.

30. Щедровицкий Г.П. Идея рефлексии в самых общих чертах / Г.П. Щедровицкий // Модели рефлексии. Новосибирск, 1995. -С. 327-329.

31. Философский энциклопедический словарь (1983). –М.: Сов.энциклопедия.

31. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.

32. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.

33. Семенихина, М.В. Психологические особенности рефлексии у мужчин и женщин // М.В Семенихина –М.: Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2016.-17с.

34. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.

35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.

36. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Системный анализ
2008 год 35 стр.
Курсовая Процесс подготовки сборной России по футболу к ЕВРО 2008
Telesammit
Курсовая работа Системный анализ
2011 год 39 стр.
Курсовая Проблема рождаемости
Курсовая работа Системный анализ
2011 год 47 стр.
Курсовая Решение проблем сельского хозяйства

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское