ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИВНО-БИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЖИЗНИ
§ 1. Понятие рефлексивно-биографического анализа
§ 2. Особенности рефлексивно-биографического анализа у мужчин и женщин.
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ) ИССЛЕДОВАНИЙ
§ 1. Обзор теоритической статьи авторства М.В. Семенихиной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
Список используемой литературы
На сегодняшний день психологическая и педагогическая наука обращает особое внимание на анализ особенностей мужской и женской психики, а конкретно на исследование особенностей рефлексии собственной жизни у обоих полов. Все больше исследователей обращают внимание на особенности рефлексии, анализа и самоанализа собственных чувств и эмоций у людей разных полов и возрастов [1]. Особенный интерес современных психологов-исследователей занимает изучение различий и степени рефлексии и ее особенностей у обоих полов. Данному аспекту посвящено множество исследований. Очевидно, что резко возросший интерес к психоанализу и самоанализу продиктован всеобщей компьютеризацией и глобализацией.
Сегодня каждому человеку стали доступны современные научные исследования и литературные источники, где он может найти ответы на все волнующие вопросы[2]. Все больше людей занимаются самоанализом и рефлексией собственных чувств и эмоций, для сохранения здоровой психики и физической составляющей, поскольку ряд физических проявлений болезней связан именно с психологической стороной вопроса. В связи с возросшими потребностями населения в психоанализе и самоанализе своих чувств и эмоций, появилась необходимость активного развития данного направления исследователями этой области[ 2].
Рефлексивно-биографический анализ своей жизни как частный вид и направление рефлексии, обычно, согласно исследованиям, проявляется в анализе и расстановке оценок своего жизненного пути и всех событий, оказавших какое-либо влияние на дальнейшую жизнь индивида.
Рефлексивно-биографический анализ является ключевым, системообразующим фактором жизненного пути любого индивида.
Рефлексивно-биографический анализ обычно проявляется у человека к закату жизни, примерно в возрасте 60-70 лет, в некоторых случаях позже или раньше. В ходе подобного анализа человек рефлексирует-то есть осознает и анализирует пережитые эмоции и чувства, устанавливает их этиологию, способы реагирования. Если речь идет о рефлексивно-биографическом анализе, то становится очевидным, что человек анализирует собственную жизнь (ее прошедший промежуток) и дает оценку действиям. Чаще всего при этом человек испытывает апатию и чувство грусти, а иногда удовлетворение и спокойствие[2].
Область ее проявления - события и фазы развития в жизненном пути человека, когда актуализируются возможности саморазвития, а жизненные изменения осознаются как условия смысла жизни[4].
Актуальность исследования.
Актуальность выбранной нами темы курсовой работы может быть обоснована тем, что проблема биографической рефлексии как ресурса личностного развития, даже на сегодняшний день изучена недостаточно и далека от своего логического разрешения[3].
Особенно интересен процесс изучения библиографической рефлексии в рамках различия особенностей этого процесса у разных полов.
Целью курсовой работы является изучение библиографической рефлексии в рамках различия особенностей этого процесса у разных полов.
Для достижения поставленной нами цели исследования необходимо решение следующих задач:
– исследовать понятие рефлексии и самоанализа
– установить особенности рефлексивно-биографического анализа у мужчин и женщин
– изучить этиологию рефлексии
–рассмотреть рефлексию как психологический ресурс в рамках поиска смысла жизни индивидами
–осуществить обзор современных литературных теоритических источников по теме исследования
–осуществить обзор и анализ современных эмпирических (экспериментальных) исследований
При подготовке курсовой работы были использованы следующие методы :
–анализ теоритических (литературных) источников
–анализ современных эмпирических (экспериментальных) исследований
–сравнение процесса биографической рефлексии у разных полов (мужчин и женщин)
–обобщения и систематизации
Нормативная правовая база курсовой работы представлена научной литературой и теоритическими сведениями современных ученых, а также эмпирическими (экспериментальными) исследованиями по теме.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, разделенных на несколько параграфов, заключение и список используемой литературы.
ГЛАВА 1. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИВНО-БИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЖИЗНИ
§ 1. Понятие рефлексивно-биографического анализа
Прежде чем говорить о понятии рефлексивно-биографического анализа, необходимо верно и четко установить значение следующих терминов, а именно:
-рефлексия
-биографический анализ
-самоанализ
Понимание данных терминов является ключом для верной интерпретации словосочетания «рефлексивно-биографический анализ».
Согласно данным современных научных психологических источников, под рефлексией человека понимают процесс его самопознания, самостоятельного анализа внутренних психических актов и состояний, а конкретно собственных эмоций и чувств. Также под рефлексией современные ученые понимают процесс установления человеком собственных чувств и эмоций, желаний. Впервые термин рефлексия возник в философской науке, под ним философы понимали долгий и объемный, постепенный процесс размышлений конкретного человека о явлениях, протекающих в его сознании[2].
Французский философ, математик и механик Р. Декарт понимал под рефлексией способность человека полностью сосредоточиться на собственном внутреннем мире, своих эмоциях и желаниях, мыслях и чувствах. Под рефлексией Р. Декарт понимал полное абстрагирование от всего материального и телесного, для ученого рефлексия-это акт погружения в собственное «Я» [ 5].
Мысли французского философа также поддерживал и Дж. Локк , который в своем учении все-таки разграничил два ключевых понятия:
-ощущение
-рефлексия
Поскольку считал последнюю особым, отличным от других источником достоверных знаний и мире и бытие[9].
Данная формулировка рефлексии стала ключевой аксиомой уже современного направления-интроспективной психологии. В данном учении и представлении исследователей, было неверно интерпретирована способность человека к самоанализу. Было искажено представление об испытываемых им фактах, чувствах и эмоциях[11].
В современной психологической и педагогической науке рефлексия выступает в роли формы осознания и анализа субъектом рефлексии (индивидом или целым социумом) объектов рефлексии (чувств, эмоций, переживаний и т.п)
Необходимо учитывать, что рефлексия — это не просто изучение индивидом (субъектом рефлексии) самого себя, но и дальнейшее выяснение того, как окружающие рефлексирующего индивида люди характеризуют его :
–что думают о нем
–как отзываются
–как интерпретируют его поступки и ряд других вопросов[13].
В случае, если в процесс рефлексии вовлечена сразу группа людей или целый социум (общество) развивается новая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения.
1. Алексеев Н. Г., Ладепко И. С. Направления изучения рефлексии / Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987.-С. 3-13.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1969. —338 с.
3.Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1975. -550 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. -336 с.
5. Косинцева Ю.Ф. Инновационное образование как социокультурный феномен: социологический подход// Становление личности в условиях развивающей среды инновационной школы / под ред. Д.В. Тырсикова., Н.М. Швалевой. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. С. 33-45.
6. Бизяева А.А. Психология думающего учителя. Педагогическая рефлексия. Псков 2004, стр.208
7. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970.-135 с.
8. Варламова Е.П., Степанов C.IO. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1997. -No 5. -С. 28-44.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т.-М., 1984.-Т. 4.-433 с.
10. Гусева В. Но сами мы должны уметь анализировать свою работу! // Первое сентября. 2002. No38. С.2.
11. Гуткина Н.И. (1983). Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. –М.
12. Зак А.З. Проблемы психологического изучения рефлексии / А.З. Зак // Исследование речи-мысли и рефлексии. Психология. -Вып. 10. -Алма-Ата, 1979. -С. 519.
13. Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. —В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982, с. 152 —162.
14. Кант И. (1966). Критика способности суждения. –Соч. Т. 5. –М.
15. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: ИП РАН, 2002. -304 с.
16. Калашникова Н. А. Рефлексия как принцип философского мышления. Дис. канд. филос. наук. Волгоград, 2006. -35 с.
17. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. -Мн.: Высшая школа, 2002. -95с.
18. Ладенко И. С, Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1989.-315 с.
19. Леонтьев А.Н. (1957). Проблема развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР.
20. Лисина М.И. (1982).Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. -No4.
21. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Фолио, ACT, 2000. -846 с.
22. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. –М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002.
23. Митюшин А.А. (1983). Рефлексия. –В кн.: Философский энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия. С.579-580.
24. Россохин, А.В. Внутренний диалог и его связь с рефлексией / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова // Вопросы психологии.2008. -No4. -С. 3-14.
25. Рубинштейн С.Л. (1997). Избр. философско-психологические труды. М.: Наука.
26. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие. –М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
27. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. -1983. -No 2. -С. 35 -42.
28. Слободчиков В. И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. -1990. -No 3.-С.25-36.
29. Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение : новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель (Россия). –2000. –No 1. –С. 25-27.
30. Щедровицкий Г.П. Идея рефлексии в самых общих чертах / Г.П. Щедровицкий // Модели рефлексии. Новосибирск, 1995. -С. 327-329.
31. Философский энциклопедический словарь (1983). –М.: Сов.энциклопедия.
31. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
32. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
33. Семенихина, М.В. Психологические особенности рефлексии у мужчин и женщин // М.В Семенихина –М.: Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2016.-17с.
34. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.
35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.
36. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.