Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения раздела «Хозяйство» в школьном курсе «География России»
1.1. Научно-географические основы учения об особенностях хозяйства страны
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней ступени обучения
1.3. Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»
1.4. Критерии оценивания практических работ при изучении курса «География России»
Глава 2 Методические особенности формирования климатологических знаний в школьном курсе географии 7 класса
2.1. Методические рекомендации при изучении раздела «Хозяйство» в школьном курсе «География России»
2.2. Разработка уроков
2.3 Разработка диагностических заданий
Заключение
Список литературы
Оценивание достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования является одной из самых важных проблем в педагогической теории и практике. Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа контролируется, когда ученики видят результат своей работы, т.е. индивидуальные достижения.
Возникло противоречие между существующей системой оценивания в средней школе и стремительными изменениями, происходящими в образовании и требующими повышения его качества. В связи с этим тема данной работы является очень актуальной.
В современном высокоскоростном и сверх информативном обществе очень не просто уловить тонкие грани между наборами знаний, умений и навыков разных граждан, личностей, учеников.
Российская школьная оценочная система предполагает шкалу отметок от 2 до 5, то есть четырех бальная система оценивания, которая в современных реалиях среднего балла в электронном журнале и рамках закона об образовании полностью не выполняет своих требований и не является объективной.
Все существующие на сегодняшний день методики либо не учитывают реформации современного опыта, не учитывают возможность дистанционного обучения, обесценивают самоподготовку и являются цифровой формальностью направленной на якобы точное и систематичное контролирование процесса приобретения знаний.
Сегодняшнее общество не может оставаться в рамках, заданных практически век назад, необходимы изменения не только в подаче нового материала, но и в форме контроля и оценивания процесса накопления новых знаний.
В настоящее время вопросы объективного оценивания достижений планируемых результатов имеют большое количество теоретических обоснований, но практических разработок не достаточно, что определяет необходимость проведения исследований в области системы оценивания знаний.
Модульно-рейтинговая технология эффективно применяется в современном обучении географии в школах. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, даются точные указания к использованию источников информации и разъясняются способы овладение этой информацией. В этих же инструкциях указываются формы текущего и конечного контроля знаний, приводятся образцы проверяющих задач (чаще в форме тестов). Оценка работы учащихся имеет рейтинговый открытый характер.
Цель данной работы: изучение и анализ методики оценки при изучении раздела «Хозяйство» в школьном курсе «География России».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть научно-географические основы учения об особенностях хозяйства страны;
Дать психолого-педагогическую характеристику учащихся средней ступени обучения;
Изучить методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»;
Проанализировать критерии оценивания практических работ при изучении курса «География России»;
Разработать методические рекомендации при изучении раздела «Хозяйство» в школьном курсе «География России»;
Представить конспекты уроков по данной теме;
Разработать диагностические задания по теме.
Объект исследования: школьный курс географии 7 класса.
Предмет исследования: система оценки при изучении раздела «Хозяйство» в школьном курсе «География России».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы изучения раздела «Хозяйство» в школьном курсе «География России»
1.1. Научно-географические основы учения об особенностях хозяйства страны
В иностранных, прежде всего англоязычных источниках для обозначения понятия «мировое хозяйство» используется термин world economy – «мировая экономика». В русскоязычной научной и учебной литературе существуют различные определения мировой экономики и трактовки близких к нему понятий, таких как «глобальная экономика», «международные экономические отношения», «внешнеэкономическая деятельность». Кроме того, понятия «мировая экономика» и «мировое хозяйство» не всеми трактуются как синонимы. Существует целый ряд определений как мировой экономики (см., например, учебники «Мировая экономика» под ред. А.С. Булатова, В.К. Ламакина и др.[1]), так и мирового хозяйства[2]. Поэтому, прежде всего, нужно внести ясность в базовый понятийный аппарат.
Следует различать мировую экономику как область знания и как объективную реальность. В первом случае мировая экономика — наука (раздел экономики как науки), изучающая мировую экономику как реальность. У этой науки есть солидный теоретический багаж, краеугольный камень которого заложил в XVIII в. великий Адам Смит. Во втором случае мировая экономика – объективная реальность. Можно встретить разные подходы к определению данного понятия. В зарубежной литературе наиболее распространены два варианта. В широком смысле мировая экономика — это экономическая система, включающая в себя всю хозяйственную жизнь на планете, как международную, так и внутреннюю (внутристрановую). В узком смысле — это система только международных хозяйственных связей. Если исходить из первой трактовки понятия «мировая экономика», то, например, производство риса и внутренняя торговля им в Китае рассматриваются как элементы мировой экономики.
А при второй трактовке — нет. К мировой экономике в узком смысле относят только трансграничные хозяйственные процессы. В случае с Китаем это, к примеру, экспорт текстиля или электротехники.
Бабурин В.Л. Ю.Г. Саушкин и географический прогноз // Региональные исследования. 2021. № 3. С. 28—41.
Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Изд. Подгот. Л.М. Панчешниковой – 2-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 1990
Безуглая Т.И. Содержание понятия «образование», Евразийский союз ученых 2017№11, с.16-19
Беляева М.В. Методика формирования гражданской идентичности на основе применения проектной технологии // География и экология в школе ХХI века. 2018. №6.
Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. ... канд./д-ра психол. наук. Мос. гос. университет, Москва, 2013.-143с.
Галушка М.А. Развитие независимой оценочной системы качества образования в России. Международный студенческий научный вестник. 2018 №1 с.82
География в современной школе: Монография/ А.А.Лобжанидзе, И.И.Баринова, Н.Ф.Винокурова, В.В.Николина, В.Д.Сухоруков / под ред.А.А.Лобжанидзе. - М.:Русск. Геогр. Общ-во.,2014. 292 с.
Дронов В.П. Основные тенденции развития образования в ХХIвеке // География и экология в школе ХХI века. 2016. №9.
Душина, И.В. Методика и технология обучения географии в школе / И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин. – М.: Астрель, 2004
Лопатников Д.Л. Экономическая и социальная география мира. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и углублённый уровни): в 2 ч. М.: Мнемозина, 2013. 239 с.
Межотраслевые комплексы [Электронный ресурс]. - URL: http://bibliotekar.ru
Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С. Булатова и др. М.: КноРус, 2017. 916 с.
Николина В.В. Проектное обучение в школьной географии: теория и практика. Практико-ориентированная монография. Н.Новгород: НГПУ, 2008. 107 с.
Носонов А.М., Пресняков В.М. Географическое районирование. Часть 1. Саранск: Мордовский государственный университет, 2012. 86 с.
Общероссийский классификатор экоомических регионов. ОК 024-95. URL: https://www.audar-info.ru/na/editSection/index/type_id/57doc_id/22359/release_id/45896/
Практические работы по географии. VI –X классы / Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Школа-Пресс, 2001 – 144 с.
Современные образовательные технологии: учебн. пособие / под ред. Н.В.Бордовской. М.,2010. 264 с.
Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. География России: Хозяйство: Регионы: 9 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2015. – 136 с.
Шувалов В.Е. Районирование в России: современое состояние и направления развития // Региональные исследования. 2015. № 3 (49). С. 19—28