Введение
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
1.1. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти
1.2. Полномочия Правительства РФ
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
2.1. Конституционные аспекты прекращения полномочий Правительства РФ
2.2. Порядок прекращения полномочий Правительства РФ
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования. Феномен исполнительной власти традиционно характеризуется повышенным интересом в различных науках. Исполнительная власть исторически играет одну из важнейших ролей в организации общественных отношений, поэтому не может не привлекать внимания с точки зрения научной разработки ее проблематики в соотношении с разными вопросами, в том числе и с вопросом прекращения полномочий того или иного органа исполнительной власти, а особенно высшего.
Современный тип научной рациональности требует обеспечения универсальности. Лишь в условиях достижения универсальности возможно отойти от радикальной субъективности, мешающей единообразно понимать те или иные вопросы. Изучение полномочий такого высшего органа исполнительной власти, как Правительство РФ, слагаемо из множества субъективных подходов, часто являющихся тавтологическими, друг по отношению к другу, или же формально противопоставляемых. Имеющее место многообразие подходов в подобных вопросах не имеет положительного эффекта, особенно в условиях продолжающейся административной реформы и тех конституционных изменений, которые затронули правовой статус Правительства РФ, в том числе с учетом обновления федерального конституционного закона, устанавливающего его правовой статус. До тех пор, пока понимание места и роли Правительства РФ в системе органов исполнительной власти и его полномочий не будет обеспечено, весьма проблематично будет решать задачи по совершенствованию этого института на всех уровнях. Отмеченная проблематика способна создавать определенные препятствия для совершенствования института прекращения полномочий Правительства РФ.
На протяжении длительного периода времени вопрос о конституционных основах прекращения полномочий Правительства РФ продолжает иметь дискуссионный характер. Внесение изменений в Конституцию РФ, принятие нового закона о Правительстве РФ побуждает к пересмотру известных ранее подходов, а также выделению новых актуальных аспектов, перспектив совершенствования и т.п. Приведенные и иные доводы указывают на то, что выбранная тема исследования в современных условиях отличается достаточной актуальностью.
Теоретическая значимость исследования выражена в комплексном анализе конституционных основ прекращения полномочий Правительства РФ. Отдельные теоретические положения были переосмыслены и было представлено их новое видение.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности более углубленной разработки проблематики вопроса на основе полученных результатов, с перспективой внесения в законодательство изменений и дополнений для его совершенствования.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере прекращения полномочий Правительства РФ.
Предмет исследования – нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей и иных источников о конституционных основах прекращения полномочий Правительства РФ.
Цель исследования – выявление особенностей конституционных основ прекращения полномочий Правительства РФ.
Для достижения поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить такие задачи, как:
охарактеризовать Правительство РФ как высший орган исполнительной власти;
рассмотреть полномочия Правительства РФ;
проанализировать конституционные аспекты прекращения полномочий Правительства РФ;
выявить особенности порядка прекращения полномочий Правительства РФ.
Структура исследования обусловлена его целью и вытекающим из нее задачам. Работа включает введение, две главы, состоящие из четырех отдельных параграфов, заключение, а также библиографический список.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
1.1. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти
На протяжении длительного периода времени Правительство РФ позиционировался как высший орган исполнительной власти. В современности вопрос о его месте и роли становится не разрешенным, так как в 2020 г. в Конституцию РФ были внесены изменения, помимо прочего, затронувшие правовой статус Правительства РФ и было полностью обновлено специальное законодательство, посвященное установлению правового статуса данного органа исполнительной власти[1]. Это породило потребность очередного переосмысления места и роли Правительства РФ в системе органов исполнительной власти. В связи со сказанным, представляется важным в пределах настоящего параграфа первоначально обратиться к вопросу о характеристике Правительства РФ в качестве высшего органа исполнительной власти.
Федеральный конституционный закон от 06 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» внес ряд кардинальных изменений в правовой статус Правительства РФ, что очевидным образом не могло не сказаться на вопросах места и роли органа в системе органов исполнительной власти[2]. При этом названный Закон стал объективной реакцией на потребность внести системные корректировки в правовой статус Правительства РФ в связи с тем, что в 2020 г. были внесены изменения в Конституцию РФ.
Особое внимание в контексте обновления законодательства к себе привлекает то, что в новом Законе Правительство РФ прямо более не называется высшим исполнительным органом государственной власти[3]. Безусловно, это один из отправных моментов, требующих внимания в контексте проблематики исследования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с измен, и доп. на 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.11.2023).
О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон (принят 06 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.11.2023).
О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон (принят 10 января 2003 г. № 19-ФЗ; с изм. и доп. на 14 ноября 2023 г. № 51-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.11.2023).
Научные, учебные, справочные издания
Учебники
Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2020. – 264 с.
Маркина Е., Смоленский М. Б., Клюшкина Л. Ю. Конституционное право России. – М.: КноРус, 2020. – 232 с.
Материалы периодической печати
Занко Т. А. Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020. – № 3. – С. 7-22.
Ибрагимов О. А. Актуальные проблемы формирования Правительства Российской Федерации: конституционно-правовой анализ // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2021. – № 3. – С. 35-44.
Кобзарь-Фролова М. Н. Обеспечение исполнения законодательства – новое содержание компетенции Правительства Российской Федерации или подмена понятий? // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2020. – № 4 (39). – С. 143-150.
Кобзарь-Фролова М. Н. Правительство Российской Федерации в системе органов публичной власти: политико-правовые связи правительства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – № 2. – С. 116-126.
Конджакулян К. М., Дикаева М. А. Президент Российской Федерации и исполнительная власть. Вопросы взаимодействия // Государственная служба и кадры. – 2021. – № 2. – С. 34-35.
Кошелев Е. В. Конституционно-правовая ответственность правительства России и его членов // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 5. – С. 168-224.
Невинский В. В. Конституционно-правовое регулирование полномочий Президента Российской Федерации в сфере формирования Правительства Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. – 2018. – № 3 (105). – С. 41-49.
Нисневич Ю. А. Политико-правовой анализ процедуры формирования и отставки Правительства Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2007. – С. 5-15.
Пирожкова А. И. Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта Конституции Российской Федерации // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 3. – № 8. – С. 165-168.
Сайбулаева С. А. Правительство Российской Федерации: вопросы преемственности, рецепции и реформирования на современном этапе // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 63-68.
Сморчкова Л. Н. Правительство Российской Федерации: трансформация правового статуса // Право и практика. – 2021. – С. 71-76.
Фисенко Е. С. Особенности и проблемы правореализации полномочий Президента РФ как гаранта положений Конституции // Общество: политика, экономика, право. – 2023. – № 4. – С. 138-143.