Введение
1. Понятие «Миф»
2. Сущность и содержание мифологического сознания как целостной системы
Заключение
Список литературы
Реферат|Философия
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 17
Введение
1. Понятие «Миф»
2. Сущность и содержание мифологического сознания как целостной системы
Заключение
Список литературы
Мифологическое сознание - это тип сознания, основанный на мифах и мифологии. Мифы - это символические рассказы, которые объясняют природные явления, историю, общественные нормы и ценности. Они содержат символы, аллегории и мифологические персонажи, которые являются ключевыми для понимания мифологического сознания.
Одна из основных характеристик мифологического сознания - это его архаический и примитивный характер. Оно предшествует философскому и научному мышлению и отражает ранние стадии развития человеческого мышления. Мифы служат важным средством передачи знаний и опыта от одного поколения к другому.
В мифологическом сознании, человек считает мир антропомороным - он проецирует человеческие качества на природные явления и божества. Человек видит и воспринимает в мире сознательные, деятельные субъекты, которые обладают своими интересами, мотивами и намерениями.
Однако, мифологическое сознание отличается от научного сознания. Оно не стремится к объективности и правдивости в своей интерпретации мира. Наоборот, в нем преобладает символическая и метафорическая интерпретация реальности.
Символы в мифологическом сознании имеют особое значение. Они являются ключом к пониманию мифов и помогают расшифровать скрытые сообщения. Символы могут быть различными - животными, растениями, цветами, числами, а также богами и героями. Часто символы используются для обозначения абстрактных концепций, таких как добро, зло, любовь, смерть и т. д.
Объект исследования – миф.
Предмет исследования - специфика мифологического сознания.
Цел исследования: рассмотреть специфику мифологического сознания
Едва ли можно разделить такие понятия, как человек и познание мира. С самых ранних этапов становления человеческого общества люди искали объяснение природным явлениям, закономерностям мира, пытались объяснить взаимосвязь событий, выявляли некоторые закономерности в том, что их окружало, являлось пространством их жизни. За невозможностью научно обосновывать все то, что их окружало, люди находили объяснение многим вещам, придавая им мистический, а иногда и теологический характер. Именно так сознание человеческой расы в начале своего развития получило опору в мифологии, сказаниях, преданиях и поверьях.
Понятие «мифология» появилось благодаря слиянию греческого слова «mythos» - предание, сказание - и «logos» - слово, понятие, учение. Мифология – это способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, а так же фантастические повествования о сотворении данного мира, о деяниях богов и героев.
Мифологический образ мира синкретичен: в нем отсутствует четкое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, причины и следствия; процедуры логического обобщения и доказательства подменяются метафорическим сопоставлением по аналогии, внешнему сходству, сближением разнородных явлений на основе сходного эмоционально-чувственного восприятия. Тем самым происходит как бы снятие напряженности в отношениях природного хаоса и целенаправленной человеческой деятельности, достигается определенная предсказуемость результатов последней, что закрепляется образованием все более сложных ритуалов, обрядов, стереотипов коллективного поведения.
Многие знаменитые этнологи, философы, представители различных социальных наук посвятили свои труды изучению понятия «миф» в различных его проявлениях.
А.Ф.Лосев в своей работе «Диалектика мифа» указывает на то, что миф не должен рассматриваться никак более, кроме как с точки зрения самого мифа. «Разумеется, мифология есть выдумка, если применить к ней точку зрения науки, да и то не всякой, но лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской историй последних двух-трех столетий. С какой-то произвольно взятой, совершенно условной точки зрения миф действительно есть вымысел» [2, 174]. Лосев указывает на необходимость рассматривать миф «не с точки зрения какого-нибудь научного, религиозного, художественного, общественного и пр. мировоззрения, но исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами самого мифа, мифическими глазами». При этом автором в пример приводятся различные племена, проводящие различные обряды задабривания стихий и духов, признаваемые представителями данных племен единственно верными и объективными способами разрешения каких-либо возникших проблем.
Осадченко, Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа [Текст] / Ю.С. Осадченко, Л.В. Дмитриева – М., 1994 – 206 с.
Пивоев, В.М. Миф в системе культуры [Текст] / В.М. Пивоев – Петрозаводск, 1991 – 216 с.
Потебня, А.А. Философия языка и мифа [Текст] / А.А. Потебня – М., Правда, 1989 – 607 с.
Пятигорский, А. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа [Текст] / А. Пятигорский – М., 1996. – 396 с. 38. Ростовцева, Т.А. Философия общественного сознания: Опыт феноменологического анализа: Учеб. Пособие [Текст] / Т.А. Ростовцева – Крас ГУ. Красноярск, 1996. – 308 с.
Романенко, Ю.М. Философия в отсвете мифа: метафизика как поэтика мыслеобразов [Текст] / Ю.М. Романенко // Метафизические исследования. – Вып. 15. – СПб.:Алетея, 2000. – С. 69-76.
Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!