ВВЕДЕНИЕ
1 Особенности форм организации учебной деятельности учащихся по географии
1.1 Современный урок географии в свете требований ФГОС третьего поколения
1.2 Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке географии
1.3 Индивидуальная форма организации учебной деятельности учащихся
1.4 Коллективная (групповая) форма организации учебной деятельности учащихся по географии
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению состояния проблемы использования форм организации учебной деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях
2.1 Состояние проблемы использования форм организации учебной деятельности учащихся в МБОУ
2.2 Методическая разработка уроков географии с использованием разнообразных форм организации учебной деятельности учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии и повышение мотивации к учению географии являются актуальными в настоящее время. Для решения этой проблемы ищутся новые формы и методы обучения, которые позволят эффективно усваивать географические знания, а также помогут распознать индивидуальные особенности каждого школьника и воспитать в нем стремление к познанию и творчеству. Формы и методы обучения неразрывно связаны друг с другом: методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияют на качество методов. Использование активных методов обучения на уроках географии может значительно активизировать учебно-воспитательный процесс и повысить его эффективность.
Активные методы обучения основаны на экспериментально установленных фактах о том, что до 90% от запечатленного в памяти человека приходится на то, что он делает, до 50% – на то, что он видит, и всего 10% – на то, что он слышит. Поэтому самая эффективная форма обучения должна предполагать активное включение учащихся в соответствующие действия. Эти данные подтверждают целесообразность использования активных методов обучения.
Согласно новым стандартам, на уроках географии необходимо не только формировать предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. В соответствии с фундаментальным содержанием общего образования, эти результаты можно достичь путем формирования универсальных учебных действий (УУД), что является одной из важных задач современной географии. По существу, географическое образование призвано формировать специальные географические умения, но работа с этими умениями предполагает овладение также общеучебными навыками. Все это в совокупности формирует у школьников умение учиться.
Цель – изучить формы организации учебной деятельности учащихся в рамках изучения географии.
Объект – учебная деятельность обучающихся.
Предмет – формы организации учебной деятельности школьников в обучении географии.
Задачи:
Рассмотреть современный урок географии в свете требований ФГОС третьего поколения;
Изучить традиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроке географии;
Выяснить состояние проблемы использования форм организации учебной деятельности учащихся в МБОУ;
Представить методическую разработку урока географии с использованием разнообразных форм организации учебной деятельности учащихся.
Методы исследования: анализ, синтез, классификация.
Особенности форм организации учебной деятельности учащихся по географии
1.1 Современный урок географии в свете требований ФГОС третьего поколения
В современной основной школе остается традиционный урок основной формой обучения. Однако ФГОС общего образования ставит перед образовательной системой новые задачи и требует перехода к деятельностному подходу. Это в свою очередь приводит к значительным изменениям в работе учителей, реализующих ФГОС третьего поколения.
Новый стандарт устанавливает новые требования к результам обучения учащихся основной школы. Содержательная часть образовательной программы сейчас включает в себя углубленное изучение территории, гуманитарных и экологических аспектов. Педагогические методы также изменились, и образование основано на деятельностном и компетентностном подходах. Использование ресурсов Интернета теперь является обязательным источником географической информации [1].
Программа по географии в соответствии с требованиями стандартов третьего поколения отмечает, что география является единственным предметом в системе основного образования, объединяющим как естественные, так и гуманитарные аспекты научного знания. Это позволяет формировать у учащихся комплексное представление об окружающем мире и развивать навыки безопасного и экологически осознанного поведения в окружающей среде.
Современный урок должен быть ориентирован на развитие мышления учащихся. Это подразумевает предоставление возможности для размышлений и сопоставлений различных точек зрения и позиций, а также формулирование и аргументирование собственной точки зрения с использованием знаний фактов, законов и закономерностей науки, а также собственных наблюдений и опыта.
География, как предмет, особенно сталкивается с проблемами организации уроков, так как на каждом уроке представляется новый материал и возможностей для закрепления и повторения нет в достаточном объеме. Как же провести такой урок успешно, заинтересовать учеников и развить их познавательные способности, внушить им поисковую и исследовательскую деятельность?
Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета // Научное мнение. — 2014. -№ 4.
Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 4-7.
Даринский, А. В. Методика преподавания географии / А.В. Даринский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2018. - 416 c.
Душина, И. В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И.В. Душина. - М.: Дрофа, 2017. - 917 c.
Иванов Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. - 96 с. 5.
Мешкова Л. Ю. Урок географии в современной школе // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 125-128.
Снигирев В. А. Игры на уроках географии. Методическое пособие / Снигирев Валерий Анатольевич. - М.: Владос, 2015. - 308 c.
Ступникова А. Д. Справочник учителя географии. – Волгоград: Учитель, 2015 -215с.
Вагапова Г.Ш. Представление педагогического опыта "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС" [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/02/16/predstavlenie-pedagogicheskogo-opyta-innovatsionnye-modeli (дата обращения: 01.11.2023).