ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
1.1. Социальный конфликт понятие, функции, классификация
1.2. Этапы развития социальных конфликтов и возможности их разрешения
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Г.СПЕНСЕРА И Г.ЗИММЕЛЯ О СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ
2.1. Конфликтный функционализм Г.Зиммеля
2.2. Особенности социальных конфликтов в работах Г.Спенсера
2.3. Сравнительная характеристика конфликтов Г. Спенсера и Г. Зиммеля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Социальный конфликт является одной из основных тем в социологии и находит свое отражение в работах многих выдающихся ученых. Одними из наиболее значимых авторов, исследовавших эту проблематику, являются Герберт Спенсер и Георг Зимель. Их труды существенно дополняют и расширяют понимание социального конфликта и его роли в общественных процессах.
Герберт Спенсер, английский социолог и философ, в своей работе «Социология» обращается к понятию конфликта как неотъемлемой части общественной жизни. Спенсер считает, что социальный конфликт возникает в результате неравенства между разными социальными группами, которые борются за ресурсы, власть и статус. Он подчеркивает, что конфликт может иметь как позитивные, так и негативные последствия, так как он иногда стимулирует прогресс и изменение в обществе.
Георг Зимель, французский социолог, также сосредоточился на исследовании социального конфликта в своих работах. В его труде «Конфликтология» Зимель предлагает свою концепцию конфликта, основывающуюся на идее, что конфликт возникает в результате различий в интересах и ценностях различных социальных групп. Он также выделяет понятие «конфликтной ситуации», которая предшествует конфликту и обусловливает его развитие.
Обе работы вносят существенный вклад в теорию социального конфликта. Спенсер и Зимель анализируют конфликт с разных сторон, подчеркивая его сложность и многогранность. Они уделяют внимание как макро-социологическим аспектам конфликта между классами и группами, так и микро-социологическим взаимоотношениям внутри общественных структур.
Социальный конфликт является неотъемлемой частью социальной динамики и перемен. Он играет важную роль в изменениях, происходящих в обществе. Поэтому исследования Герберта Спенсера и Георг Зимеля помогают нам лучше понять и анализировать эту явление. Они показывают, что конфликт может быть как разрушительным, так и конструктивным; его развитие исходит из непрекращающихся противоречий в общественных отношениях, и его анализ позволяет прогнозировать и избегать потенциальных социальных кризисов.
Работы Г. Спенсера и Г. Зимеля являются значимыми вкладами в социологическую теорию социального конфликта. Они позволяют более глубоко и осмысленно исследовать, анализировать и объяснять социальные конфликты, их природу, причины и последствия. Объединяя макро- и микро-социологические подходы, эти ученые помогают нам по-новому взглянуть на социальные отношения и взаимодействие в обществе.
Объект исследования – социальный конфликт.
Предмет исследования – социальный конфликт Г. Зиммеля и Г. Спенсера.
Цель исследования – проанализировать конфликт в трудах Г. Зиммеля и Г. Спенсера.
Задачи исследования:
1. Описать социальный конфликт понятие, функции, классификация.
2. Определить этапы развития социальных конфликтов и возможности их разрешения.
3. Изучить конфликтный функционализм Г.Зиммеля.
4. Описать особенности социальных конфликтов в работах Г.Спенсера.
5. Предоставить сравнительную характеристику конфликтов Г. Спенсера и Г. Зиммеля.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
- Социальный конфликт понятие, функции, классификация
На протяжении всего своего существования человеческое общество постоянно участвует в борьбе за своё выживание, будь то с природой, будь то со стихийными бедствиями, будь то друг с другом для улучшения своего бытия. Исторический экскурс этого социального явления получил название конфликта. Несмотря на значительный интерес и длительную историю, до настоящего времени общепризнанного определения «конфликт» пока ещё не сложилось, поскольку слишком разные явления попадают подданную категорию.
Несмотря на различие подходов к определению конфликта в них просматриваются схожие, общие и сущностные свойства. Среди которых можно выделить противоречия между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов. Противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, негативные эмоции и чувства. Этот феномен противостояния во все времена затрагивал и затрагивает умы наиболее прогрессивной части общества.
Сущность, понятие конфликта в научных источниках трактуется по-разному. Но наиболее приемлемое понятие конфликта, по нашему мнению, определяется его связями с социальными противоречиями, которые по объему понятий более широкие. Причём противоречие и конфликт не одно и то же, не синонимы. Да, социальные противоречия являются необходимым, но не единственным условием конфликта, так как переход противоречия в конфликт обусловлен наличием носителей конфликта. А отсюда следует, что конфликт есть ни что иное, как проявление объективных и субъективных противоречий, которые проявляются в противоборстве сторон.
Социальный конфликт всегда был, есть и, по всей видимости, будет оставаться неизбежным спутником развития индивида, группы людей и общества в целом[1].
Взять к примеру любую философию, мировую религию, все они оперируют понятиями сил добра и зла, порядка и хаоса. Историки пытаются выявить причины возвышения и падения государств, глубоких кризисов и длительных расцветов в жизни отдельных государств. И оказывается, что всегда и везде присутствует конфликт как социальное явление
В нашей стране появилась совсем недавно, во второй половине XX века, наука – конфликтология, которая изучает социальный конфликт, а её предметом являются природа конфликта и причины, участники и их характеристики, особенности, динамика и механизм конфликта, а также способы решения, ослабления и предотвращения конфликтов.
Абдыжалиева, А.С. Конфликт: понятие, классификация и причины возникновения / А. С. Абдыжалиева // Вестник Бишкекского государственного университета. - 2022. - № 1 (59). - С. 80-83.
Бахтина, С.В. Причины возникновения конфликтных ситуаций в обществе и пути их разрешения / С. В. Бахтина, А. Г. Черепанов // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. - 2022. - № 33. - С. 939-942.
Галиахметов, Р.Н. Социальный конфликт как предмет философского анализа / Р. Н. Галиахметов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2022. - № 9. - С. 91-94.
Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т. 1: Философия культуры. - М., 1996.
Каспаров, А.Р. Социальный конфликт в современном российском обществе: теоретические и эмпирические аспекты / А. Р. Каспаров // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2022. - Т. 8 (74). - № 3. - С. 14-21.
Каспаров, А.Р. Исследования социальных конфликтов в современном российском обществознании / А. Р. Каспаров, С. А. Стельмах, П. С. Колимбет, А. С. Семеренко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - № 11-1. - С. 49-52.
Майзенберг, Н.М. Исследование социального конфликта: сущность и основные принципы / Н. М. Майзенберг // Трибуна ученого. - 2020. - № 11. - С. 753-757.
Темнюк, Н.А. Социальный конфликт и его природа / Н. А. Темнюк // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2023. № 2 (64). С. 226-231.
Тишкевич, Э.В. Социальный конфликт в контексте научного анализа / Э. В. Тишкевич // Kant. - 2020. - № 3 (36). - С. 185-191.
Токарчук, Е.Г. Примирение как способ разрешения социального конфликта / Е. Г. Токарчук, Е. А. Евстифеева // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2022. - № 4 (31). - С. 16-19.
Шоранова, З.В. Профилактика и разрешение социальных конфликтов / З. В. Шоранова, Б. М. Бегиева // Вопросы науки и образования. - 2022. - № 5 (161). - С. 50-54.