ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат|Религия
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 13
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования данной темы связана с тем, что Сергий Радонежский был духовным собирателем русского народа, с которым связано возникновение идеала Святой Руси, возникновение русской духовной культуры. По выражению П. Флоренского, он был «Ангелом-Хранителем России».[1] Сергий Радонежский был также активным деятелем русского исихазма, основоположником русского старчества, возобновителем традиций монашеского «общего жития», основы которого заложили Антоний и Феодосий Печерский.
Объект исследования: русское монашество XIV в.
Цель исследования: жизнь и деятельность Сергия Радонежского и его ближайшего круга сподвижников.
Отметим, что Сергий Радонежский почитается и старообрядцами, а с 1969 г. – и католиками.
Дата рождения Сергия Радонежского точно не известна, по различным источникам это произошло или в 1314 или в 1322 гг. В современной науке считается более правдоподобной дата 1314 г. Семья Варфоломея (таково было крестильное имя Сергия) проживала в княжестве Ростовском, в с. Варницы[2]. Здесь сохранилась еще домонгольская культура, т. к. территория Ростовского княжества уходила далеко на север, в район совр. Вологодской области. В частности, в Ростове продолжали существовать школы и библиотеки, что уже было редкостью в других районах Руси, разоренных монголами. Варфоломей посещал одну из городских школ.[3] В частности. В школах изучали и греческий язык. Там, например, изучал греческий язык свт Стефан Пермский, один из учеников прп Сергия. Там свт Стефан познакомился с другим будущим учеником прп Сергия – с св. Епифанием Премудрым. Знакомство произошло в Григорьевском затворе, в училище при монастыре свт Григория Богослова.
Однако Варфоломей не отличался успехами в учении, в отличие от своих братьев – старшего Стефана, и младшего Петра. Однако в школе он пристрастился к религии и иноческому житию. Отставание в учебе Варфоломею удалось наверстать благодаря встрече с монахом, которому Варфоломей пожаловался на свои проблемы. Монах дал ему просфору, после того, как Варфоломей ее съел, учение пошло на лад.
Еще до достижения 12 лет, Варфоломей стал поститься строгим постом, в среду и пятницу вообще ничего не ел, в другие дни питался хлебом и водой, по ночам бодрствовал и молился. Посты по средам и пятницам были новшеством на Руси. Русские люди того времени держали посты лишь в дни, предписанные Православной Церковью, но и это далеко не всегда соблюдалось, например, даже в конце XIV столетия считалось, что рыба в пост дозволена.
1.Дорофеева К. В. Житие преподобного Авраамия Галичского // Вестник церковной истории. — 2011. — № 3—4. — С. 5—55.
2.Жития русских святых. Изд-во «Сибирская благозвонница», Москва, Том 1, 2008
3.Ковалёв К. П. Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы. — М.: Мол. гвардия, 2007. — (ЖЗЛ). (Новые сведения и датировки. 2-е изд.: М., 2008).
4.Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Москва, 2012 г.
5.Монахиня Таисия. Преподобный Никон, Игумен Радонежский, чудотворец // Русские святые. — СПб.: Азбука-классика, 2001
6.Никон (Рождественский), архиепископ. Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского (полный вариант названия — «Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»). — М.: Трифонов Печенгский монастырь, Ковчег, 2003.
7.Попов Е. А. Пятисотлетие в 1879 году проповеди св. Стефана Пермского — Пермь: 1879. — 6 с.
8.Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозёрские. — СПб., 1994
9.Сечина И. Лесная братия преподобного Сергия. // Нескучный сад. — 07.07.2013.
10.Смирнов С. К. Преподобный Сильвестр, игумен Обнорский, чудотворец. — М., 1884.
11.Толстой М. В. Книга глаголемая о российских святых //ЧОИДР. 1887.
12.Ульянов О. Г. Поручительство прп. Сергия Радонежского: инцидент с клятвой великому князю Дмитрию Донскому епископа Дионисия Суздальского // Право в средневековом мире. — М., 2009. — С. 188—209
13.Ферапонт (Кашин), митр. Преподобный Никита Костромской, Серпуховский, Боровский: проблемы идентификации личности // Богословский вестник. — 2019. — Т. 32. — № 1. — С. 210—231.
14.Павел Флоренский. Православие / Христианство и культура. М.: Фолио, 2001
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!