ВВЕДЕНИЕ
Объектом работы является образовательный процесс.
Предмет – информационные технологии в преподавании истории.
Цель реферата – описать специфику применения информационных технологий на уроках истории.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Подобрать и изучить литературу по данной теме.
2.Дать общую характеристику информационным технологиям.
3.Охарактеризовать формы и направления использования информационных технологий на уроках истории.
4.Раскрыть достоинства и недостатки использования информационных технологий на уроках истории.
5.Сделать выводы по теме реферата.
Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Как показывают данные психолого-педагогических и дидактических исследований (В.П. Беспалько, А.А. Кузнецов, Г. К. Селевко, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, O.K. Тихомиров, и др.), методики обучения на основе информационных технологий обладают необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся. Теоретической базой реферата выступают труды отечественных ученых в области анализа применения информационных технологий, а также опыт педагогов – практиков.
1.Информационные технологии: общая характеристика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Главной задачей современного образования является повышение эффективности усвоения учебного материала, то есть повышение качества образования. Оно должно осуществляться через внедрение современных образовательных технологий. В педагогической литературе встречается огромный перечень современных образовательных технологий, и сегодня их насчитывается больше сотни. В настоящее время, в условиях реализации требований ФГОС, большое внимание уделяется использованию информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и на уроках истории.
Информационные технологии обучения (ИТ) - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Целью информационных технологий является качественное формирование и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями пользователя.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что целесообразность и эффективность использования информационных технологий на уроках истории не вызывает сомнения, так как они способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Объектом работы является образовательный процесс.
1.Информационные технологии: общая характеристика
Для начала обратимся к понятию «информационно - коммуникативные технологии». В различных источниках можно найти множество формулировок данному понятию. В настоящее время общепринято считать, что информационные технологии - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией[1].
Информационные технологии давно используются в российском и зарубежном образовании. В настоящее время складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии, которые служат хорошим подспорьем учителю.
Цели использования информационных технологий: повышение качества образования, развитие личности в условиях информационного общества, активизация и индивидуализация процесса обучения, повышение эффективности контроля знаний, оптимизации труда учителя.
Необходимо отметить возможности информационных технологий. К ним относят:
- возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема и формы представления;
- хранение информации в памяти ПК или ноутбука в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;
- возможность доступа к различным источникам информации через систему Интернет;
- возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;
- возможность перенести добытые материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, как это необходимо пользователю[2].
Таким образом, применение информационных технологий в современном образовании позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении.
1.Иванько А. Ф., Иванько М. А., Воронцова С. С. Новые образовательные технологии [Электронный ресурс] // Молодой ученый: электронный журнал. 2017. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/183/46993/ (дата обращения: 09.11.2018).
2.Господарик Ю.П. Проблемы использования интернет-ресурсов в обучении истории // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - №8. – С.17-23.
3.Дударев М.И., Швынденкова О.И. Аудиальные средства обучения истории: возможности использования и разработки // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. -№9. – С.26-29.
4. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. – 2005. - №8. – 68с.
5. Нестерова И.А. Информационно-коммуникативные технологии [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru. 2016. Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/informacionno-kommunikativnye-tehnologii.html (дата обращения: 03.04.2019).
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов / Е.С. Полат и др. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий /Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий: в 2т., 2006. - 245 с.
8. Мироненко О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/93/20666/ (дата обращения: 03.04.2019).
9. Широков Е. А. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Молодой ученый. - 2014. - №6.3. - С. 49-52.