Введение
Глава 1. Теоретические основы развития информационного общества как реальность
1.1 Понятие и характеристика информационного общества
Информационное общество - это общество, источником развития которого является не материальное производство, а производство знаний и информации на основе передовых информационных технологий.
Существование информационного общества опирается на идею о том, что все сферы деятельности человека, так или иначе, опираются на информационные технологии.
Процесс информатизации экономики, различных сфер общественной жизни человека - это процесс насыщения различных видов человеческой деятельности информационными технологиями.
Именно степень информатизации различных сторон общественной жизни в настоящее время становится основным критерием уровня развития данного общества. Без специально подготовленных специалистов, без анализа огромных ресурсов информации в настоящее время невозможно принять правильное решение в какой – бы то ни было области общественной жизни.
Основные признаки информационного общества основной задачей является информатизация различных сторон жизнедеятельности человека: производство, образование, инфраструктура; данное общество открыто для глобальных изменений и процессов; для данного общества характерны высокие показатели уровня образования и здравоохранения; динамичная экономическая система, которая обладает конкурентоспособностью, высокопроизводительным бизнесом, инновационным потенциалом.
Информационное общество включает в себя различные виды и формы информационной деятельности, распространение которых способствует созданию и развитию особых информационных общностей людей и на основе их развитию особой информационной цивилизации.
Основными позитивными моментами при переходе к информационному обществу являются: в данном обществе легко решаема проблема информационного кризиса, противоречие между обилием и недостатком информации разрешено путем упорядочивания предоставления информации; информация имеет больший приоритет по отношению к другим ресурсам; основной формой развития социальной и экономической сфер жизни общества становится информационная экономика; в основе функционирования информационного общества лежат автоматизированные процессы генерации, хранения, обработки и использования информации, которые осуществляются с помощью новейших информационных техник и технологий; информационные технологии имеют глобальный характер, охватывают все сферы социальной жизнедеятельности человека; во всей человеческой цивилизации формируется единое информационное пространство; человеку обеспечивается абсолютно свободный доступ к информационным ресурсам всей цивилизационной системы с помощью средств информатики; управление обществом и воздействие на окружающую среду реализуется при неукоснительном соблюдении гуманистических принципов управления.
Помимо положительных, существуют также и отрицательные последствия перехода к информационному обществу: самой острой проблемой является все возрастающее влияние средств массовой информации на сознание человека; происходит нарушение прав человека на частную жизнь и ее неприкосновенность; возникают проблемы отбора достоверной и качественной информации, которая поступает к человеку; существует опасность возникновения разрыва между разработчиками информационных технологий и их потребителями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационное общество это термин, обозначающий наивысшую ступень развития общества, ключевое значение в котором имеет нематериальное благо – информация.
1.2 Личность учителя как объект изучения
Основная задача современного образования – это формирование высоконравственной личности. Но сегодня в школе воспитательный и образовательный процесс идут порознь. Это связано, прежде всего, с тем, что школа - это, во-первых, место оказания образовательных услуг, где, по сути привитие нравственных ценностей младшему поколению отсутствует. Но нельзя забывать, что основной задачей школы всегда являлось воспитание ребенка, а вот образование рассматривалось как средство достижения поставленной задачи.
Проблема нравственного воспитания тесно связана с проблемой ценностей. Прививание этих ценностей происходит в наиболее сложный период развития ребенка - подростковый, когда возникает потребность в самоутверждении, саморазвитии. В этот момент вопрос о формировании ценностных ориентаций стоит особо остро. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе. У большинства подростков базовые ценности отсутствуют, поэтому возникает задача в целостной организации образовательного пространства, где есть условия для усвоения нравственных ценностей. [5, с. 174]
Согласно определению, нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [6, с. 153].
В реализации этих функций одну из важнейших ролей играет учитель, поскольку именно с ним ученик постоянно взаимодействуют в процессе воспитания. Педагог должен и сам быть нравственным человеком, должен подавать пример подрастающему поколению. Он не только является носителем духовных ценностей, но и формирует ценностные ориентации учащихся.
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к свой работе и к окружающим – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Как писал К.Д. Ушинский: «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [7, с. 100].
Рассмотрим, какими же качествами личности должен обладать учитель, чтобы служить примером нравственности для своих учеников и способствовать формированию нравственной компетентности школьников, понимаемой как способности нравственно мыслить, понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо» [1, с. 156].
Прежде всего, обратимся к понятию «личность». В педагогическом терминологическом словаре читаем: личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию [6, с. 132].
Эти качества учитель должен использовать в своем профессиональном взаимодействии с учениками, чтобы помочь им определить свое место в жизни, выстроить взаимоотношения с окружающими, не нарушая и не разрушая при этом ни своей жизни, ни жизни других людей.
Нельзя не согласиться с мнением протоиерея А. Гармаева о том, что в деле воспитания сам воспитатель и его дарования: целомудрие, чистота души, вера, его разум - приобретают сугубое значение. И с некоторым дерзновением можем сказать: любовь вне воспитания не существует, и воспитание вне любви не бывает. Поэтому, если педагог обладает лишь теоретическими основами нравственных норм, без практики, то это не только обедняет личность и учителя и ученика, но и может умалить роль тех качеств и достоинств, благодаря которым поддерживается и развивается жизнь в обществе [2, с. 101].
Одной из важнейших задач современного образования является индивидуально-личностное развитие учащихся. Именно в контексте нравственного воспитания оно реализуется полностью. Многое берут на себя педагогические факторы, т.к. они способствуют развитию определенного отношения к понятию нравственность. К таким факторам относят собственный жизненный опыт личности, ее деятельность и самоорганизацию.
Учитель и ученик постоянно взаимодействуют в процессе воспитания. Он принимает воспитательное влияние педагога, тем самым пропуская через себя. Эффективнее всего, когда ученик не замечает педагогический воздействий, а считает, будто бы он сам так хотел сделать, так как для него это важно и интересно. В такой ситуации школьник – уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой обязательно.
Еще одним важнейшим качеством педагога является направленность личности на высшие ценности и проявление гуманизма по отношению к другому человеку. Чтобы воспитать в ребенке духовность и нравственность учитель сам должен быть таким. Для этого ему необходимо постоянно заниматься личным саморазвитием, быть готовым к любым изменениям в мире, и умело подстраиваться под них, самостоятельно осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.
Важнейшей составляющей нравственного воспитания являются отношений в системе «учитель-ученик», которые должны строиться как совместная творческая деятельность, в которой соблюдается принцип – не со своими знаниями к школьнику, а со школьником - к науке и ее глубинам. При этом учитель в общении с ребенком демонстрирует абсолютное признание достоинства его личности, его права на выбор, собственное суждение и самостоятельный поступок. Подтвердим нашу мысль цитатой В.Г. Белинского, который писал: «Что такое нравственность? В чем она должна состоять? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера – есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий» [8, с. 77].
Современное нравственное воспитание обладает рядом проблем требующих скорейшего решения. К основным можно отнести проблему ценностей, национальных традиций, наставления успешности, компьютеризации и др. Как один из вариантов решения этих проблем, специалисты усматривают в преподавании религиозной этики и истории, так как они способствуют усвоению нравственных ценностей.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: проблема воспитания высоконравственной личности в современной социокультурной ситуации остается особенно актуальной. Для ее решения в нашей стране прилагается много усилий со стороны государства и общества. Чтобы достичь поставленной цели, по нашему мнению, нужно действовать одновременно в нескольких направлениях: усилить воспитательную компоненту в образовательном процессе, которая в течение последних десятилетий была подчинена исключительно обучению; совершенствовать содержание образования в области знаний о морали, нравственности и этических нормах; развивать взаимодействие учителя и ученика в различных видах деятельности, таких, как волонтерство, благотворительность и др.
Однако, весь этот комплекс мер будет недостаточен в том случае, если сам учитель не осознает важности собственного примера в нравственном воспитании школьников, не занимается самосовершенствованием, личностным и профессиональным самовоспитанием. Современному образованию как никогда необходима сильная, умелая личность учителя, которая сможет повлиять на нравственное воспитание подрастающего поколения.
Глава 2 Методологические предпосылки и требования к информационным технологиям в учебном процессе
2.1 Требования к профессиональной компетенции учителя в информационном обществе
2.2 Информационная культура как необходимый компонент профессиональной компетентности
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Современная концепция средней общеобразовательной школы утверждает, что школа уже не имеет права ограничивать свои функции обучением предметам. Главное ее предназначение - создание для каждого ребенка благоприятных условий для всестороннего развития его способностей и таланта, целенаправленного проявления его индивидуальности.
Информатизация общества, глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.
В новом обществе требуется новый тип образования. Таким образом, в условиях новой экономики люди должны быть готовы к кардинальным изменениям в профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного погружения в новые информационные потоки, обновления знаний, повышения квалификации, освоение новых видов деятельности.
Одним из важных направлений путей повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.
Тема курсовой работы представляется актуальной с точки зрения появления все большей необходимости и распространения новых информационных технологий.
Объект исследования - процесс формирования профессиональной компетентности учителей в условиях информатизации образования.
Предмет исследования - обоснование нормативных моделей процесса формирования профессиональной компетентности учителей в условиях широкого применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения.
Цель исследования - определение на основе деятельностного подхода необходимых в условиях информатизации образования корректив образовательных стандартов профессионального педагогического образования.
Основные задачи исследования. Проблема, цель и гипотеза исследования предопределили необходимость последовательного решения следующих основных задач:
- провести теоретический анализ места и роли информационных технологий в развитии современного образования;
- сформулировать принципы формирования профессиональной компетентности учителя;
Методологической и теоретической основой исследования послужили работы Б.С.Гершунского, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.Д.Урсула и др. (в области философии и философии образования); Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, Е.А.Климова, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, В.А.Петровского, СЛ.Рубинштейна, В.Д.ІІІадрикова, В.А.Якунина и др. (в области психологии); А.Л.Бусыгиной, В.И.Гинецинского, В.М.Кларина, В.В.Краевского, Н.В.Кузьминой, В.С.Леднева, В.М.Монахова, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, А.И.Субетто, Г.П.Щедровицкий, И.С.Якиманской и др. (в области педагогики); С.А.Бешенкова, Т.В.Добудько, А.А.Кузнецова, Э.И.Кузнецова, М.П.Лапчика, И.В.Роберт и др. (в области теории и методики обучения информатике).
Глава 1. Теоретические основы развития информационного общества как реальность
-
Понятие и характеристика информационного общества
Информационное общество - это общество, источником развития которого является не материальное производство, а производство знаний и информации на основе передовых информационных технологий.
Существование информационного общества опирается на идею о том, что все сферы деятельности человека, так или иначе, опираются на информационные технологии.
Процесс информатизации экономики, различных сфер общественной жизни человека - это процесс насыщения различных видов человеческой деятельности информационными технологиями.
Именно степень информатизации различных сторон общественной жизни в настоящее время становится основным критерием уровня развития данного общества. Без специально подготовленных специалистов, без анализа огромных ресурсов информации в настоящее время невозможно принять правильное решение в какой – бы то ни было области общественной жизни.
Основные признаки информационного общества основной задачей является информатизация различных сторон жизнедеятельности человека: производство, образование, инфраструктура; данное общество открыто для глобальных изменений и процессов; для данного общества характерны высокие показатели уровня образования и здравоохранения; динамичная экономическая система, которая обладает конкурентоспособностью, высокопроизводительным бизнесом, инновационным потенциалом.
Информационное общество включает в себя различные виды и формы информационной деятельности, распространение которых способствует созданию и развитию особых информационных общностей людей и на основе их развитию особой информационной цивилизации.
Основными позитивными моментами при переходе к информационному обществу являются: в данном обществе легко решаема проблема информационного кризиса, противоречие между обилием и недостатком информации разрешено путем упорядочивания предоставления информации; информация имеет больший приоритет по отношению к другим ресурсам; основной формой развития социальной и экономической сфер жизни общества становится информационная экономика; в основе функционирования информационного общества лежат автоматизированные процессы генерации, хранения, обработки и использования информации, которые осуществляются с помощью новейших информационных техник и технологий; информационные технологии имеют глобальный характер, охватывают все сферы социальной жизнедеятельности человека; во всей человеческой цивилизации формируется единое информационное пространство; человеку обеспечивается абсолютно свободный доступ к информационным ресурсам всей цивилизационной системы с помощью средств информатики; управление обществом и воздействие на окружающую среду реализуется при неукоснительном соблюдении гуманистических принципов управления.
Аниол А.В. Межкультурная коммуникация и интеграционные процессы в мировой экономике.// Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов III Ежегодная международная научно-практическая конференция. Королев МО: Технологический университет. 2015, с. 35-39.
Александрова Л.Н. Формирование готовности учителя к применению информационно-коммуникационных технологий в непрерывном профессиональном образовании: автореферат дисс. ... к.п.н. – Елецк, 2016. – 18 с.
Ахаян А.А., Кизик О.А., Нахметов И.Н. Повышение информационной компетентности выпускников педагогической магистратуры. [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Письма в Emissia Offline». СПб., ART 1115. 2006 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.emissia.org/offline/2006/1115.htm (дата обращения: 24.11.2014).
Ахаян А.А. Структура, диагностика и средства развития информационной компетентности учащихся. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008.
Беспалов П.В. Акмеологическая концепция развития информационно-технологической компетентности государственных служащих дис. ... д-ра пед. наук: 19.00.13 М., 2006
Бобонова Е.Н. Готовность учителя к использованию информационных технологий в педагогической деятельности как основа ИКТ-компетентности // Материалы XVI конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn – 2009». Сборник тезисов и докладов. Москва-Санкт-Петербург, 2009. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.relarn.ru/conf/conf2009/list_tez.pdf (дата обращения: 24.11.2014).
Васильева Л.Д. Педагогические условия формирования информационно-функциональной компетентности учащихся 5-9 кл. сельской школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук/ Л.Д. Васильева. Уфа., 2004. — 20 с.
Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации // Человек и образование. 2012. № 2
Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. Кемерово, 1999. — С. 6—7
Зайцева Е.М. Технология управления развитием информационной компетентности студентов радиотехнических специальностей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ижевск, 2007. — 194 с.
Каракозов С.Д.. Введение в компьютерные сети. Педагогические ресурсы компьютерных сетей. Барнаул: БГПУ, 1996.
Кизик О.А. К вопросу о становлении информационной компетентности как составляющей профессиональной компетентности выпускника профессионального лицея [Текст] // Материалы научно-методической конференции «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации». Петрозаводск, 2003. Часть 1
Насырова Н.Х. Изучение свойств обучающихся элементов по программной реализации, Исслед. по прикл. матем., 12, Изд-во Казанского ун-та, Казань, 1984, — с. 10—17.
Пьяных Е.Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2007. — 23 с.
Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. — 2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 24.11.2014).
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Федоров А.В., Гендина Н.И. Информационная грамотность в России [Электронный ресурс] // Pandia.ru Энциклопедия знаний. 2007. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pandia.ru/text/77/314/35609.php (дата обращения: 24.11.2014).
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58—64.
Хуторской А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения, Российская Академия образования Москва 2006 — С. 292.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Отделение философии образования и теоретической педагогики [Электронный ресурс] // РАО, Центр «Эйдос», 23.04.02 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eidos.ru/ news/compet.htm (дата обращения: 24.11.2014).
Гуськова, Е. А. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №20.
Гусев Д.А. К вопросу о риторической культуре преподавателя высшей школы // Современное образование. 2015. № 2. С. 141-176.
Гусев Д.А. Мировоззренческая ориентация преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4 (7). С. 62-69.
Горшкова В.В Отечественные философы и педагоги о прагматизме Дж. Дьюи // Педагогика. - 2015. - №2. – С. 57-66
Рыбакова Н.А. Сущность самоактуализации педагога с позиций гуманистического подхода // Человек и культура. – № 2. – 2015 год. - http://e-notabene.ru/ca/rubric_175.html
Рогачева Е.Ю. Д. Дьюи о профессиональной подготовке учителя //Непрерывное образование. 2014. - №1. – С. 39-44
Сергейчик Е.М. Новые медиа: революция сознания // ФН Философские науки. - 2016. - №3. – С. 14-23Рысова С.Б. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА // Инновации в науке: научный журнал. – № 2(78). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2018. – С. 28-31.
Татаркина М.А., Аниол А.В. Международное сотрудничество университетов стран БРИКС в подготовке квалифицированных кадров //Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных ВУЗов [Текст] /сборник– Королев МО: Изд-во «Алькор Паблишерс», Технологический университет, 2015. –С.300-303.
Флеров О.В. Соотношение языка, речи и общения в лингводидактике // Психология и психотехника. 2015. № 7. С. 717-725
Флеров О.В. Основные психологические и педагогические аспекты межкультурной коммуникации // Перспективы науки. 2015. № 8(71). С. 38-41.
Юлдашов С. И., Уста-Азизова Д. А. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы // Молодой ученый. — 2014. — №13
Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Учебник – шаг на пути к системе обучения «Информатизации образования» // Проблемы школьного учебника: сб. науч. тр. – М.: ИСМО РАО, 2005. – С. 219–222.
Перспективы развития интерактивных WEB-сайтов / А. А. Прокин, В. А. Богатырская, Е. С. Сергушина, К. В. Чиняева // E-Scio. – 2018. – № 4 (19). – С. 200–206.
Дергачева Л. М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2016.
Телегин А. А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: дис. … канд. пед. наук. – М., 2016. – 172 с.
Тихонов А. Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке // IT&T ES’2007: материалы междунар. науч. конф. / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: ЭГРИ, 2017. – 222 с.
Основы разработки эффективного ВЕБ-сайта / А. А. Прокин, В. А. Богатырская, Е. С. Сергушина, В. Ю. Клипиков // E-Scio. – 2018. – № 3 (18). – С. 12–17.