ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1. Понятие и сущность налоговой системы
1.2. Уровни и структура налоговой системы Российской Федерации
2. АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
2.1. Исследование особенностей распределения полномочий налоговой системы РФ на федеральном и региональном уровнях
2.2. Проблемы и пути совершенствования распределения полномочий налоговой системы РФ на федеральном и региональном уровнях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Россия среди других государств с федеративной формой административно-территориального устройства отличается в высокой степени централизованной налоговой системой. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов федерации и представительные органы муниципальных образований обладают очень ограниченным кругом налоговых полномочий: в пределах и в порядке, установленных НК РФ, определять порядок и сроки уплаты налогов, ставки налогов и сборов, а также основания и порядок применения льгот (пп. 3, 4 ст. 12). Разделение налогов и сборов на федеральные, региональные и местные проводится на основании всего двух критериев: на каком уровне вводится налог или сбор и на какой территории он является обязательным к уплате.
Поступления от региональных и местных налогов составляют незначительную часть доходов бюджетов большинства субъектов федерации и муниципалитетов. Региональные и местные власти получают финансирование, главным образом, за счёт федеральных налогов – налога на доходы физических лиц (поступления в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты) и налога на прибыль организаций (поступления в бюджеты субъектов федерации), а также межбюджетных трансфертов. Таким образом, субъекты федерации и муниципалитеты не имеют достаточных правовых рычагов для управления налогами, что приводит к неэффективности работы региональных и местных властей и нехватке денежных средств для оказания необходимых услуг населению. Аналогичной точки зрения придерживаются и зарубежные учёные: в своих исследованиях высокую степень централизации налоговой системы Российской Федерации они нередко рассматривают как одно из главных препятствий её макроэкономическому росту. Все выше перечисленные факторы обусловливают большой научный интерес к явлению налоговой децентрализации и необходимость изучения нормативного закрепления распределения налоговых полномочий между уровнями власти.
Цель данной работы – исследование распределения полномочий налоговой системы РФ на федеральном и региональном уровнях.
В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методологические аспекты распределения полномочий на федеральном и региональном уровнях налоговой системы РФ;
2. Проанализировать и обозначить особенности распределения полномочий налоговой системы РФ на федеральном и региональном уровнях;
3. Определить проблемы и предложить пути совершенствования распределения полномочий налоговой системы РФ на федеральном и региональном уровнях.
Объект исследования – налоговая система.
Предметом исследования выступают нормы актов национального законодательства, регулирующие отношения, возникающие в процессе децентрализации полномочий при установлении, введении и взимании федеральных и региональных налогов.
Методологическая основа исследования включает в себя философские и общенаучные методы – анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторический, а также частнонаучные методы познания, характерные для юридических наук, в т.ч. формально-юридический, метод сравнительного правоведения.
Теоретическую основу исследования составили теоретические и научно-практические работы российских ученых по вопросам налогового законодательства, в общем, и налоговой системы – в частности.
Нормативная база исследования. При подготовке работы автор опирался на положения Конституции российской Федерации, действующее налоговое законодательство Российской Федерации, Указы Президента РФ, законы, постановления
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Проведённое исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, а также списка использованных источников.
1. Конституция Российской Федерации // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
4. Агузарова Ф.С.Трансформация модели межбюджетного распределения налогов и сборов – путь к повышению налоговой составляющей бюджетов субъектов РФ // Налоги и налогообложение. 2015. № 10. С. 815–823.
5. Ашмянская Я.С. Налоговая децентрализация: в поисках «хорошего местного налога» / Я.С. Ашмянская // Налоги. – 2016. – № 3. – С. 30-34.
6. Актуальные проблемы налоговой политики [Электронный ресурс] : IX Международной научно-практической конференции молодых налоговедов (Минск – Москва – Екатеринбург – Иркутск – Владивосток, апрель 2017 г.) : сб. статей / Школа экономики и менеджмента, Дальневосточ. федерал. ун-т. – Электрон. дан. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2017. – 359 с. – Режим доступа: https://www.dvfu.ru/science/publishing-activities/catalogue-of-books-fefu/. – Загл. с экрана
7. Карпова Г.Н. Проблемные вопросы распределения налоговых поступлений по уровням бюджета // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 8. С. 243-256
8. Наибов З. Роль налогов и дотаций в эффективном регулировании рыночной экономики // EUROPEAN RESEARCH.2017г. С 196-200
9. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Д.Г. Черника, Ю.Д. Шмелева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 495 с.
10. Погодина, И. В. Налоговая система: теория и тенденции развития: учеб. пособие / И. В. Погодина, А. С. Бакаева, Н. В. Аверин; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. ‒ 88 с.
11. Пугачев, А.А. Направления и возможности для совершенствования российской модели налогового федерализма / А.А. Пугачев // Финансы. – 2016. – №6. – С. 42-45.
12. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 319 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
13. Токаева С.К. К вопросу о причинах и последствиях роста дотационности бюджетов бюджетной системы РФ // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1. С. 1067–1069.
14. Токаева С.К., Туаева В.Ю. Роль налогового потенциала в формировании доходов региональных и местных бюджетов // В сб.: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России. Сб. трудов. Владикавказ, 2016. С. 132–137.
15. Ульяненко Д.И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал. 2017г. С 239-248
16. Черник Д.Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д.Г. Черник, Ю.Д. Шмелев; под ред. Д.Г. Черника. М.: Издательство Юрайт,2016. 364 с.