Введение
1. Особенности семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
2. Взаимодействие педагогов и родителей детей с особыми воспитательными потребностями в школе
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 15
Введение
1. Особенности семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
2. Взаимодействие педагогов и родителей детей с особыми воспитательными потребностями в школе
Заключение
Список литературы
Одним из главных вопросов, требующих пристального внимания в современной России, являются социально-экономические проблемы и экологическое ухудшение, которые имеют серьезное влияние на здоровье детей. Это приводит к значительному снижению физического и нервно-психического здоровья, а также росту числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Очевидно, что в этих семьях, где такие дети живут, возникают особые трудности. Особое положение занимают семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, около 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. В дошкольном возрасте число детей, требующих помощи специалистов, составляет от 25% до 40%.
В настоящее время семья является ключевым институтом в обществе, имеющим решающее значение для индивидуальной жизни человека, а также для социального, экономического и культурного развития общества. Семья - это особый коллектив, который играет важнейшую и продолжительную роль в воспитании, заключающуюся в достижении единства души, моральной связи между родителями и ребенком. Рождение ребенка не означает автоматически появление его личности, так как ее формирование происходит именно в человеческой среде, где члены общества общаются друг с другом. Именно в семье дети начинают усваивать систему нравственных идеалов, ценностей, социальной среды и культурных традиций общества.
Многие исследователи отмечают, что для эффективной системы коррекционных мероприятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, необходимо обязательное вовлечение семьи в образовательный процесс и предоставление педагогической поддержки. Коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная функции играют важную роль для таких семей, так как их целью является восстановление психофизического и социального состояния ребенка, достижение материальной независимости и социальной адаптации.
Семья, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, является наименее ограничивающим и наиболее поддерживающим типом социального окружения. Однако наличие ребенка с ОВЗ может привести к созданию более строгого и требовательного окружения, необходимого для выполнения функций членов семьи. Также возможно изменение самоопределения семьи, сокращение возможностей для заработка, отдыха и социальной активности вследствие наличия ребенка с ОВЗ и других факторов.
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, обладает особым статусом. Она сталкивается с уникальными проблемами, определяемыми не только особенностями каждого из ее членов и спецификой взаимоотношений, но и высокой степенью занятости в решении проблем ребенка, изолированностью от внешнего мира и нередким отсутствием работы у матери.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, представляет ее как реабилитационную структуру с возможностью создания условий для его развития и воспитания. Особенно важными функциями этой семьи являются коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная.
Функции семьи, заботящейся о ребенке с особыми воспитательными потребностями, могут быть нарушены под влиянием различных факторов, например, особенностей личностей ее членов и их взаимоотношений, условий жизни семьи, нарушений в ее структуре и других. Основные этапы жизненного цикла такой семьи, заботящейся о ребенке с особыми воспитательными потребностями, включают:
Весь этот процесс требует от семьи крепкой поддержки и способности адаптироваться к нестандартным обстоятельствам. Однако, несмотря на трудности, семьи, воспитывающие детей с особыми воспитательными потребностями, продолжают преодолевать преграды и создавать благоприятные условия для развития и счастья своих детей.
Семья, где есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, является особой сферой внимания для всех специалистов, которые помогают семье. Рождение ребенка с ОВЗ становится серьезной трудностью для семьи, которая сталкивается со следующими фактами:
- Родители постоянно находятся в состоянии психофизического и эмоционального напряжения.
- Возникают чувства страха и неуверенности за будущее ребенка.
- Семья стремится скрыть факт рождения "особенного ребенка" от окружающих и ограничивает общение с внешним миром, что снижает социальный статус семьи.
- Возможности ребенка не соответствуют ожиданиям родителей, что вызывает нервозность и недовольство.
- Внутрисемейные отношения нарушаются.
Богатая, О. Ф. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях [Текст] : Метод. рекомендации / О. Ф. Богатая. – Сургут : РИО СурГПУ, 2016. – 140 с.
В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. — М., 2008 — 239 с.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. — СПб., 2003. — 336с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!