МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
ВВЕДЕНИЕ
1. Революционные события России 1917 года в школьном предмете «История»
2. Февральская и октябрьская революции на страницах советских учебников истории
3. Современные школьные учебники о революционных событиях 1917 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Поднятая нами тема, безусловно, имеет высокую актуальность. Этот историко-культурный период в российской истории оказал существенное влияние на последующее формирование советской государственности и мировую историю в целом. Изучение данной темы в школьном курсе истории позволит учащимся лучше понять истоки революции, причины ее успеха и последствия для России и всего мирового сообщества.
Актуальность подчеркивается следующими аспектами:
Во-первых, относительная новизна поднятой проблемы. Революционные события 1917 г. в России еще не так давно стали объектом более углубленных исследований. Изучение этого периода и его последствий позволяет разобраться в событиях, которые сформировали современную Россию.
Во-вторых, значимость темы в контексте историко-культурного развития. Революция 1917 г. повлекла за собой крупные социально-экономические и политические изменения, которые оказали глубокое влияние на дальнейшую историю России и мирового социализма в принципе.
В-третьих, наследие революции в современной жизни. Результаты революции 1917 г. оказали непосредственное влияние на формирование политических, экономических и социальных институтов современной России. Изучение этой темы помогает более глубоко понять некоторые современные проблемы и вызовы (в особенности украинский вопрос – Новороссия), с которыми столкнулось современное общество.
В-четвертых, это образовательные цели. Изучение революционных событий 1917 г. предоставляет возможность развить у школьников навыки исторического анализа, критического мышления, исследовательских навыков, исторического сознания.
В-пятых, важность общекультурного образования. Знание об истории революционных событий 1917 г. является неотъемлемой частью общего культурного образования и осознания исторического наследия своей страны.
Исходя из вышеуказанных факторов, исследование о революционных событиях России 1917 г. в рамках курсовой работы по предмету история имеет большую актуальность и значимость.
Объект исследования: учебно-методический комплекс по предмету «История» в школе.
Предмет исследования: содержание и потенциал темы Революционные события России 1917 года в школьном предмете «История».
Цель исследования: выявить подходы к содержанию и потенциал темы «Революционные события России 1917 года» в школьном предмете «История».
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть революционные события России 1917 года в школьном предмете «История»;
- рассмотреть февральскую и октябрьскую революцию на страницах советских учебников истории;
- рассмотреть современные школьные учебники о революционных событиях 1917 года.
1. Революционные события России 1917 года в школьном предмете «История»
Относительно недавно методисты Департамента образования разработали Концепцию учебно-методических документов, регламентирующих порядок преподавания истории в школе. Историко-культурный стандарт, выступающий основой новой парадигмы исторического образования в рамках школьного обучения, вносит конкретные изменения в организацию преподавания. В частности, он состоит в переходе к линейной системе историко-культурной периодизации главных событий.[1]
В историко-культурном стандарте практически каждому событию отвечает свой раздел (глава), состоящий из главных частей, раскрывающих причины и последствия рассматриваемого периода. Кроме того, для каждого историко-культурного события прописаны основные лица, оценка их действий, терминология, источники. Обозначенные части несут большую информацию для учащихся, и являются обязательными для изучения.
В новом УМК по истории можно отметить несколько важных замечаний. В частности, вводятся новые термины: революционный период, великая революция, свобода; что впоследствии способствует расширению понимания историко-культурных событий и процессов.
Также стоит отметить значительное усиление патриотической направленности в новой редакции УМК. Это проявляется в повышенном внимании к изучению важных исторических дат, ставших одними из ключевых тематик в образовательной программе. Ученики получают более подробное представление о том, какие события происходили во время гражданской войны, и какие последствия имели для советской государственности впоследствии.
Еще одним значимым изменением является увеличение внимания к изучению вопросов культурного характера. В рамках новой редакции УМК акцент делается на изучении историко-культурных аспектов и их непосредственной роли в судьбе государства. Это позволяет учащимся намного лучше понять и оценить впоследствии влияние культуры на развитие социума в прошлом и настоящем.
Для реализации этих изменений в учебных заведениях были подготовлены и изданы новые редакции учебников по истории, основанные на историко-культурном стандарте. Перед публикацией произведена экспертиза учебников. Это необходимо для обеспечения их соответствия академическим стандартам и методическим требованиям. Эти новые учебники представляют учащимся более полное и глубокое понимание исторических событий и процессов, а также развивают аналитическое мышление и критические навыки.
Согласно содержанию приказа Минобразования в редакции от 08.06.2015, три линии учебных изданий от ведущих российских издательство включены в федеральный список (Просвещение, Дрофа, Русское слово). Такое решение было принято с целью удовлетворения образовательных потребностей учащихся, а также для обеспечения качественного обучения и подготовки детей к ОГЭ и ЕГЭ.[2]
1. Анисимов, Е. В. Революция 1917 года: причины, события, последствия [Текст] / Е. В. Анисимов. – М.: Изд-во «Яуза», 2019. – 289 с.
2. Болдырев, А. И. История России. От древности до современности [Текст] / А. И. Болдырев. – М.: Изд-во «Владос», 2019. – 432 с.
3. Васильев, А. И. Россия на рубеже XIX–XX веков [Текст] / А. И. Васильев. – М.: Аспект Изд-во «Пресс», 2018. – 320 с.
4. Вернадский, Г. В. История Российского государства. Том 9 [Текст] / Г. В. Вернадский. – М.: Изд-во «Столица», 2020. – 400 с.
5. Головин, Ю. В. История России: события, лица, даты [Текст] / Ю. В. Головин. – Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2019. – 352 с.
6. Данилов, А. В. Россия и мировая история [Текст] / А. В. Данилов // Учебник для студентов вузов. – М.: Изд-во «Юрайт», 2021. – 544 с.
7. Земсков, В. В. 1917 год: власть, общество, революция [Текст] / В. В. Земсков. – М.: Изд-во «АСТ», 2018. – 480 с.
8. История России в XX веке: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. Борисова В. Г. – М.: Изд-во «Юрайт», 2018. – 672 с.
9. Керимов, А. Н. Революция и гражданская война в России: 1917-1922 гг. [Текст] / А. Н. Керимов. – М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2018. – 352 с.
10. Кривогубский, В. П. Россия и мировая история [Текст] / В. П. Кривогубский // Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во «Юрайт», 2018. – 512 с.
11. Левандовский, Ю. Г. Россия. Когда все было впервые. 1917 год [Текст] / Ю. Г. Левандовский. – М.: Изд-во «Чердак», 2019. – 360 с.
12. Мединский, В. Р. Великая Россия. От древнейших времен до рубежа XX-XXI веков [Текст] / В. Р. Мединский. – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2019. – 448 с.
13. Омеляненко, В. Л. Революция 1917 года в России: причины, организация и последствия [Текст] / В. Л. Омеляненко. – М.: Изд-во «АСТ», 2019. – 352 с.
14. Панина, А. А. Революция 1917 года [Текст] / А. А. Панина. – М.: Изд-во «Алгоритм», 2019. – 256 с.
15. Рогачев, Ю. Ф. История России: краткий курс [Текст] / Ю. Ф. Рогачев. – М.: Изд-во «Росмэн», 2021. – 408 с.
16. Самсонова, Г. В. История России: от истоков до XXI века [Текст] / Г. В. Самсонова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2018. – 608 с.
17. Смирнов, М. В. 1917 год: революция и гражданская война в России [Текст] / М. В. Смирнов. – М.: Изд-во «Книжный Мир», 2020. – 416 с.
18. Филатов, Н. Н. Революция 1917 года в России [Текст] / Н. Н. Филатов. – М.: Изд-во «Высшая школа», 2018. – 225 с.
19. Шульгин, Д. Д. Революция 1917 года: документы и материалы [Текст] / Д. Д. Шульгин. – М.: Изд-во «РУДН», 2020. – 416 с.
20. Юдин, Б. А. Революция и гражданская война в России [Текст] / Ю. А. Юдин. – М.: Изд-во «Эксмо», 2019. – 416 с.