- Самовоспитание. Методы самовоспитания. Роль самовоспитания в развитии личности
- Коллектив и развитие личности. А.С. Макаренко об этапах развития коллектива
- Семья. Роль семьи в воспитании личности. Функции семьи
Краткий вывод, обобщение
Список использованной литературы
-
Самовоспитание. Методы самовоспитания. Роль самовоспитания в развитии личности
Самовоспитание представляет собой социальное явление, присущее только человеку и ставшее возможным благодаря его изоляции от животного мира в результате развития его сознания за счет трудовой деятельности [8, с. 125].
Она осуществляется под влиянием социальных потребностей человека в профессиональных навыках, личностных качествах, умениях выполнять определенную деятельность.
Самообразование представляет собой естественный процесс адаптации человека к социальным условиям жизни и требованиям, предъявляемым к нему социальной средой, учебной группой, трудовым коллективом. Поэтому цели самообразования могут быть разными в зависимости от [8, с. 126]:
- из социальной группы, к которой принадлежит человек;
- от идеологии и права;
- мораль и законы, которые выработало государство.
Через самообразование человек формирует и развивает личностные качества, необходимые ему для жизни и деятельности, и устраняет те, которые мешают ему жить и действовать в правильном направлении.
Самообразование представляет собой сложный и порой очень трудоемкий процесс, особенно когда нужно преодолеть свои негативные привычки, которые очень живучи и проявляются постоянно [2, с. 113].
Благодаря самообразованию расширяется сфера личностного развития. Человек становится более активным в борьбе с негативными факторами. С возрастом, с приобретением опыта, с ростом воспитанности и образования, работа над собой занимает все большую долю в нравственном и профессиональном самосовершенствовании. Самообразование состоит в том, что человек целенаправленно формирует свое самосознание, совершенствует свои положительные качества и преодолевает отрицательные в соответствии со своими устремлениями и требованиями общества.
Самосознание-это способность смотреть на себя глазами других людей, как бы со стороны оценивать свои поступки.
Степень самосознания может быть разной-от полного отсутствия мыслей о своей личности, когда человек концентрирует свое внимание, например, только на своей работе, до глубокой рефлексии над собой с целью раскрытия смысла своей деятельности, существования.
Самосознание включает в себя сознание, которое отражает оценку своих возможностей, намерений и целей деятельности. Сознание проявляется также тогда, когда человек способен понимать социальные последствия своих действий и в соответствии с этим управлять своим поведением. Уровень сознания человека зависит от его общей культуры, нравственных принципов, социальной значимости мотивов деятельности. Чем выше уровень сознания и самосознания человека, тем больше потребность в самообразовании [2, с. 114].
Самообразование не всегда постоянно и не всегда осуществляется в заданном направлении. Это зависит от ряда причин. Характер самосовершенствования во многом определяется окружающими условиями жизни. Особенно это проявляется в переходные периоды развития общества. Таким образом, переход к рыночной экономике приводит к формированию эгоизма и практической сметки, энергии и способности идти на риск.