ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы изучения федерального бюджета как инструмента социально-экономической политики государства
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность бюджета
1.2 Доходы бюджета РФ
1.2 Расходы бюджета РФ
2 Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Анализ формирования доходов бюджета РФ
2.2 Анализ расходов федерального бюджета
3 Актуальные проблемы функционирования федерального бюджета РФ и их решение
3.1 Проблемы формирования федерального бюджета РФ
3.2 Пути решения проблем функционирования бюджета РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Финансово-экономические отношения, которые сейчас сложились, изменения векторов развития экономик отдельных стран, их интеграция в мировые финансовые устройства, конкурентная борьба за природные ресурсы и сферы влияния в мировой экономике актуализируют вопрос взвешенности любого принятого экономического решения, его обоснованности и эффективной реализации. Именно на этом этапе необходимо отметить важность бюджетного планирования, от обоснованности определения плановых показателей зависит эффективность выполнения бюджета и достижения поставленных целей. В управлении финансовой системой страны бюджетное планирование занимает центральное место, и тесно связано с социальным и экономическим планированием.
В настоящее время Российская Федерация стоит на пороге важнейших структурных изменений в экономической и социальной сфере. Основным источником обеспечения таких изменений является федеральный бюджет Российской Федерации как ведущее звено бюджетной системы государства.
Актуальность данной темы заключается в том, что за счет средств федерального бюджета финансируется социально-экономическая политика государства, именно через федеральный бюджет происходит распределение денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, а также между регионами страны. Кроме этого, по настоящее время сохраняется проблема сбалансированности федерального бюджета, так как продолжается увеличение внутреннего государственного долга и государственных расходов, а в бюджет будущих периодов закладывается с уменьшением доходной части налоговых поступлений и увеличением налогового бремени.
Современные тенденции развития экономики России в условиях нестабильности мировой финансовой системы обусловливают необходимость совершенствования механизмов формирования федерального бюджета по критериям экономности и результативности, так как от эффективного планирования, прогнозирования и взвешенного подхода к формированию бюджетных доходов и расходов зависит функционирование каждой отрасли в государстве и социальное благополучие каждого гражданина.
Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.
Предмет исследования – доходы и расходы федерального бюджета РФ.
Целью данной работы является исследование роли федерального бюджета в социально-экономическом развитии Российской Федерации.
В ходе написания данной работы были поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать понятие и социально-экономическую сущность бюджета.
- Рассмотреть доходы бюджета РФ.
- Изучить расходы бюджета РФ.
- Провести анализ формирования доходов бюджета РФ.
- Провести анализ расходов федерального бюджета.
- Изучитьт проблемы формирования бюджета РФ.
- Рассмотреть пути решения проблем функционирования бюджета РФ.
Степень научной разработанности темы. Большой вклад в исследование формирования доходов и расходов федерального бюджета внесли работы отечественных экономистов, такие как С.С. Артоболевский, Н.В. Ворошилов, Е.С. Губанова, А.В. Куракин, Е.И. Юлегина, Н.Н. Михееева, Е.Е. Хадонов, А.Г. Шишкин и другие.
Методологической базой исследования послужил целевой системно-структурный подход к анализу расходов федерального бюджета.
Теоретическая значимость результатов, представленных в работе, расширяет возможности применения инструментов экономической и социальной политики.
Практическая значимость работы заключается в использовании основных результатов, полученных в ходе анализа структуры расходов федерального бюджета для дальнейшего развития и совершенствования бюджетной системы РФ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1 Теоретические основы изучения федерального бюджета как инструмента социально-экономической политики государства
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность бюджета
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Анализ структуры и величины расходов бюджета производится с целью достижения прозрачности использования государственных ресурсов.
Обязательным условием финансово-бюджетной деятельности и одним из основных принципов составления федерального бюджета служит его сбалансированность, означающая равенство или баланс поступлений и расходов. Это означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
В целях финансового обеспечения функций государства, местного самоуправления создан бюджет, как форма образования и расходования денежных ресурсов. Данное определение дает Бюджетный кодекс Российской Федерации [14, С.49].
Бюджетная система такой сложной по своему устройству федерации как Россия, также является сложным иерархизированным образованием. В ней расходы и доходы федерального бюджета, и других бюджетов распределяются по уровням и имеют различные источники своего формирования.
Нестабильность рынка («провалы» или «фиаско») определяют значимость государства в производственном и воспроизводственном процессе [10, С.26].
Участие государства выражается в самых разнообразных формах и масштабах: законодательное регулирование и контроль, перераспределение ВВП, предоставление общественных благ, регулирование общеэкономического равновесия и т. д. В данных процессах бюджет играет ключевую роль, а также выступает важным инструментом государственного регулирования.
Особую роль бюджет выступает в обеспечении общественных благ, для которых характерны свойства, сформулированные нобелевским лауреатом П. Самуэльсоном в его фундаментальном учебнике «Экономика»:
1) неделимость (несоперничество) – предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличивать количество реципиентов без изменения стоимости и качества блага. Потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
2) неисключаемость – потребитель не может быть исключен из числа реципиентов общественного блага. Ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно;